четверг, 20 сентября 2012 г.


Выступление Валентина Матвеева в Верховной Раде Украины 18 сентября 2012 года

Пресс-служба

Петр Симоненко: «Хватит платить за евроинтеграцию!»

Петр Симоненко: «Хватит платить за евроинтеграцию!»
Очевидно, что без надежного партнера выбраться из кризисно-долговой ямы, на пороге которой стоит наша страна, практически нереально. Где искать поддержку, коммунистам ясно: в Таможенном союзе, зоне свободной торговли СНГ, организации ШОС. Нас туда зовут уже давно, однако руководство страны упорно этого не замечает.
Отчего же властная верхушка, невзирая на очевидные плюсы кооперации в рамках постсоветского пространства, настойчиво гнет евроинтеграционную линию? Что намерены изменить в этом вопросе коммунисты после прихода в парламент?
— Петр Николаевич, на днях глава украинского МИД Константин Грищенко заявил, что европейский выбор Украины остается без измнений, но при этом стране не хватает евроинтеграторов. Что вы по этому поводу думаете?
— Ну насчет евроинтеграторов, то этого добра у нас навалом. Можем с другими поделиться. Если бы кто брал, то могла бы быть неплохая статья дохода бюджета. (Смеется.)
А если серьезно, то Украина испытывает острый недостаток не в евроинтеграторах, а в здравомыслящих государственных деятелях, чиновниках, в т.ч. и дипломатах (коль уж вспомнили о МИД), которые были бы способны адекватно оценивать ситуацию, видеть стратегическую перспективу и национальные интересы. И соответственно защищать их.
По нашему, коммунистов, мнению, коренные национальные интересы Украины лежат прежде всего на востоке. Именно этот вектор должен являться приоритетом номер один при выборе интеграционных проектов, в которых намерена участвовать Украина. Я веду речь, конечно же, о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве с Россией, Белоруссией и Казахстаном.
— Тем не менее власть упорно настаивает, что «наш выбор — Европа», что «евроинтеграции нет альтернативы».
— Во-первых, чей это «наш»? Кто этот выбор делал? Народ никто не спрашивал — какой у него выбор. Тем более не предоставлял объективную информацию, на основе которой подобный выбор — осознанный и ответственный — мог бы быть сделан.
Компартия давно предлагает вынести этот и многие другие вопросы на всеукраинский референдум — пусть народ определит, каков его интеграционный выбор. Тогда власть получит моральное право делать заявления «наш выбор такой-то». Но власть предержащие опасаются поинтересоваться мнением граждан. Что, кстати, наглядно демонстрирует фальшивую суть буржуазной демократии.
В реальности народ Украины лишен права самостоятельно определять свою судьбу. За него и втайне от него это делает т.н. элита — небольшая кучка лиц, присвоившая себе национальные богатства, приватизировавшая сначала фабрики и заводы, а затем и государственную власть. Вот и вертят приватизированным государством как им заблагорассудится. Поэтому еще раз подчеркну насущность и актуальность нашего предвыборного лозунга «Вернем страну народу!»
Что же до «безальтернативности», то это для владельцев офшорных счетов и недвижимости на Западе евроинтеграция является безальтернативной. Я в таких случаях всегда вспоминаю сцену из «Кавказской пленницы». Помните — или в загс, или к прокурору. Так и тут. Либо они ведут Украину на Запад, либо их ведут к прокурору, налагают аресты на счета, на имущество, они становятся невыездными (пример Лазаренко у всех перед глазами). У олигархов, у коррупционеров — у них действительно нет альтернативы так называемой евроинтеграции.
— Но, видимо, когда политики и чиновники говорят о «нашем европейском выборе», имеется в виду, что на Украине представительская демократия. Народ на выборах делегирует полномочия политикам принимать решения, в т.ч. относительно внешнеполитического курса.
— Так или иначе референдум как демократическую процедуру, в ходе которой народ имеет право заявить свою волю, никто не отменял. Не случайно он прописан в Конституции. Да и в странах, считающихся образцами демократии, с людьми советуются даже по самому незначительному вопросу. А тут — интеграционный вектор, который будет определять судьбу страны на многие десятилетия вперед!
Нельзя не сказать и о другом. Ведь у нас нередко на выборы ходят с одними лозунгами и программами, а придя к власти, реализуют совершенно иные, часто прямо противоположные. Не секрет, что нынешняя партия власти получила свой мандат на управление государством благодаря именно пророссийской риторике, обещаниям сближения с Россией, в т.ч. звучало, что Украина будет участвовать в формировании ЕЭП и ТС.Или не так? Так.
Вот сколь уж у нас, как вы обратили внимание, представительская демократия, избирателям и следует задуматься — кого они наделяют мандатом представлять их интересы? Если опять будут голосовать за обманщиков, значит, получат очередной обман.
— Вы назвали евроинтеграцию «так называемой». Почему?
— Потому что никто Украину в Европе не ждет, никто не собирается делать ее равноправным членом европейского сообщества. Да, собственно, им сейчас не до Украины — сохранить бы Евросоюз как таковой. Полной уверенности в том, что, скажем, через десять лет ЕС все еще будет существовать, нет даже у самих европейцев.
Весь смысл украинской евроинтеграции для Брюсселя в том, чтобы держать Киев в своей орбите и не допускать его сближения с Москвой. На Западе как огня боятся появления мощного конкурента на Востоке — экономического, политического, военного. Поэтому препятствуют любым интеграционным инициативам на постсоветском пространстве. И, думаю, каждый здравомыслящий человек понимает, что исходят они из своих интересов, а отнюдь не из интересов Украины.
Тезис о том, что Украина движется в Европу, — насквозь лживый. Украина движется не в Европу, а в предбанник Европы, если не сказать — в лакейскую. Знаете, раньше в барских домах были такие комнаты — лакейские. Вот и Украину продвигают не в общеевропейский дом, а именно в лакейскую — быть на побегушках у Брюсселя.
Старо как мир: «Разделяй и властвуй!» Два десятилетия назад нас разделили и все эти годы диктуют нам свою волю, прикрываясь словоблудием о «ценностях», которые-де они нам несут. Ну мы же с вами видим эти «ценности»: экономика развалена, социальная сфера дышит на ладан, наука деградирует, страна вымирает, а семь миллионов украинцев бежали из евроинтегрируемой страны за границу на заработки.
«Евроинтеграция» — это эдакий «пакт согласия» между Западом и украинскими олигархами: Украина не сближается с Россией, а олигархи получают гарантии своей собственности — как правило, незаконно нажитой.
— Из ваших слов следует, что в вопросе евроинтеграции Украина пребывает в заложниках у интересов олигархов.
— Безусловно! Украина вот уже два десятилетия является заложницей интересов крупного капитала. Контролируя власть, имея возможность ею манипулировать, олигархи определяют внутренний и внешний курс страны, исходя из своих интересов. Но никак не интересов народа и государства.
Поэтому когда мы, коммунисты, заявляем, что страну необходимо вернуть народу, то имеем в виду в т.ч. и выбор интеграционного вектора, отвечающего интересам большинства населения. А это, вне всякого сомнения, реинтеграция постсоветского пространства, позволяющая возродить нашу экономику, науку, развитие высоких технологий, обеспечить украинцев рабочими местами. Со всеми вытекающими отсюда положительными последствиями.
Наша т.н. элита и не особо скрывает, что «европейский выбор» есть политическое, а не экономическое решение. Публично об этом говорится. Это значит, что экономика (а от ее развития, как все понимают, зависит и уровень благосостояния граждан) приносится в жертву.
— И судя по той информации, которая время от времени просачивается в СМИ, это будет немалая жертва. Недавно Николай Азаров, выступая перед членами Европарламента, заявил, что в процессе переговоров о политической ассоциации и зоне свободной торговли с ЕС Киев пошел на беспрецедентные экономические уступки Брюсселю...
— А эти уступки оплатит каждый гражданин Украины из собственного кармана. Эти уступки (а они, по нашим данным, обойдутся Украине в многие миллиарды долларов ежегодно) — это то, что не пойдет на медицину и образование, на пенсии и зарплаты бюджетников. Эти уступки выльются в потерю сотен тысяч рабочих мест. Эти уступки повлекут за собой закрытие многих высокотехнологичных производств.
По сути эту зону свободной торговли Украины с ЕС следовало бы именовать как зону свободной торговли ЕС в Украине. Это отвечает сути. Потому что Украина распахивает настежь двери перед товарами из Европы в ущерб отечественным товаропроизводителям.
Но надо сказать, что мы ведь за эту евроинтеграцию платим не только уступками Европе и экономическими потерями на европейском направлении. Добавьте сюда убытки, которые понесет Украина на восточном направлении — ведь политическая ассоциация и ЗСТ с ЕС закрывают ей дорогу в Таможенный союз, осложняют доступ на рынки России, Белоруссии и Казахстана. А это опять миллиарды и миллиарды.
Дорогой газ — это тоже плата за евроинтеграцию. Вступи Украина в Таможенный союз, и она имела бы энергоносители по тем же ценам, что и производители стран Таможенного союза. Соответственно отечественный товаропроизводитель был бы более конкурентоспособен на мировых рынках.
Интеграция в Таможенный союз означала бы и принципиально иной пакет антикризисных мер для Украины. В частности, Киеву не пришлось бы стоять с протянутой рукой перед МВФ, который, как известно, навязал и увеличение коммунальных тарифов, и поднятие пенсионного возраста, и снятие с государства социальных обязательств перед населением.
Кстати сказать, российские высокопоставленные чиновники ведь публично предлагали Украине воспользоваться услугами Антикризисного фонда ЕврАзЭС.Но в Киеве рассудили иначе, сделали ставку на сотрудничество с МВФ, очевидно, не без настоятельных советов из Брюсселя.
Добавлю, что сейчас министерства экономики стран Таможенного союза готовят совместный антикризисный план действий на случай ухудшения ситуации на мировых рынках. А что новая волна кризиса не за горами — секретом ни для кого не является. Увы, Украина вне этого процесса.
Это все плата за евроинтеграцию.
Поэтому коммунисты однозначно и четко заявляют: хватит платить за евроинтеграцию!
Или по крайней мере давайте спросим у народа: согласен ли он платить своими вполне реальными материальными ценностями за эфемерные европейские ценности?
— Но украинская власть вроде бы и не отказывается от совместных проектов с Россией. Даже об интеграции говорится, хотя и не такой глубокой, как это предполагает вступление в ТС или создание ЕЭП. Декларируется, что курс Украины многовекторный, что не следует противопоставлять Запад и Россию.
— И вы сами видите, во что эта многовекторность выливается, — в сохранение прозападного курса и отдаление от России. Так что все эти разговоры о многовекторности — от лукавого.
Да и не та ситуация ныне, чтобы Украина могла себе позволить многовекторность. Такая политика могла иметь место еще лет десять-пятнадцать назад (хотя и тогда пытаться усидеть на двух стульях Украине, прямо скажем, было сложновато). Но не теперь.
Теоретически о многовекторности можно было бы вести речь, если бы Украина не вступала ни в Таможенный союз, ни в политическую ассоциацию и ЗСТ с ЕС, держалась бы особняком. Но это означает обречь себя на пребывание в «серой зоне».
В то же время создать одновременно ЗСТ с ЕС и присоединиться к Таможенному союзу не представляется возможным. О чем прямо говорят как в Москве, так и в Брюсселе. Поэтому так или иначе нужно делать выбор. Какой выбор предлагают коммунисты, я уже сказал выше.
— Петр Николаевич, вот вы ратуете за интеграцию с Россией, ругаете наших олигархов, которые тянут Украину на Запад. Но ведь и в России олигархов хватает. Если они придут на Украину — станет ли лучше украинцам? Не получится ли, как в той поговорке, когда шило меняют на мыло?
— Я отнюдь не идеализирую порядки в России. Их олигархи ничуть не лучше наших — такие же захребетники. А наш лозунг «Вернем страну народу!» вполне актуален и для России.
Но дело ведь не в том, чтобы поменять одних олигархов на других. Об этом же никто речь не ведет. В Белоруссии нет никаких олигархов, но Александр Лукашенко твердо проводит курс на углубление связей с Россией и Казахстаном. Потому что это выгодно стране и народу.
Речь идет об исторической перспективе наших братских народов. Без реинтеграции постсоветского пространства мы в принципе лишены какой бы то ни было исторической перспективы — с олигархами или без них.
Даже при нынешнем положении дел (я имею в виду то влияние, которое имеет крупный капитал на политику как России, так и Украины) положительный эффект от присоединения Украины к Таможенному союзу был бы огромен.
— Компартия неоднократно предлагала начать переговоры с Таможенным союзом о присоединении к этой организации, от КПУ исходили инициативы провести парламентские слушания на тему Таможенного союза. Но коммунисты не были поддержаны депутатским корпусом, в т.ч. и представителями большинства. Почему депутаты ВР, в частности от фракции ПР, не хотят даже обсуждать эту тему?
— Учитывая то, что перед Украиной действительно стоит вопрос очень серьезный — куда будет двигаться Украина в ближайшее время, Компартия провела целый цикл консультаций, в том числе и с учеными-практиками в Российской Федерации, и непосредственно здесь. Мы попытались использовать и совместные наработки ученых Украины и России. Я имею в виду академика Глазьева и исследования нашего Института прогнозирования и развития экономики. Мы, учитывая эти разработки, направили свои усилия на то, чтобы поинформировать общественность о плюсах и минусах выбора Украины.
Проведен ряд «круглых столов», в том числе с привлечением специалистов. Все они подтвердили, что да, для Украины очень выгодно сегодня вступление в Таможенный союз.
— Почему же вас не поддержало большинство в парламенте?
— Тут очевиден интерес крупного капитала, он прежде всего основан на эксплуатации как основных средств, так и рабочей силы — с тем чтобы выкачивать этот капитал за пределы Украины. За годы независимости выведено 167 млрд. долларов, за последние два года — около 53 млрд.
— Из России тоже выкачивают...
— Да, но в данной ситуации это означает усиление зависимости и степени влияния на тех, кто находится при власти. Когда капитал находится за пределами Украины, он становится рычагом давления на отечественный бизнес: что-то не понравилось Западу — надавили на того или иного олигарха, и он моментально меняет свою позицию и становится другим, как шелковый.
— Насколько справедливо утверждение, что наши олигархи боятся более мощного российского капитала? Есть мнение, что одной из причин, по которой украинская власть отказывается взять курс на ТС, есть опасение украинских олигархов, что они будут вытеснены с украинского рынка российскими «коллегами». Что вы думаете по этому поводу?
— Безусловно, этот фактор присутствует. Ведь крупный российский капитал имеет довольно дешевое энергетическое сырье, а тем более колоссальный рынок, где можно сегодня без проблем реализовывать практически все объемы, которые производятся как в Украине, так и в России.
Но еще раз подчеркну, что проблему надо рассматривать в совокупности всех факторов. Украинский капитал, олигархи, находясь во власти, перестают выполнять функцию защиты национальных и государственных интересов и просто решают только одну задачу — как можно больше использовать все, что в Украине еще осталось, что не растянули. С другой стороны, необходимо сделать все, чтобы этот капитал был защищен, а тем более — прирастал.
— Украинская власть предлагает Таможенному союзу отношения по формуле «3+1», не предполагающей вступления Украины в ТС. Что вы думаете об этом формате сотрудничества? Почему, по вашему мнению, руководство России не согласно на сотрудничество на таких принципах?
— Я думаю, речь идет о неуверенности российской стороны в том, что Украина при таком формате будет последовательно проводить эту линию.
Несколько лет назад я в качестве руководителя делегации Украины принимал участие в переговорах в Межпарламентской ассамблее СНГ.Присутствовали представители четырех стран: России, Белоруссии, Казахстана и Украины. Цель переговоров была приступить к реализации идеи Таможенного союза и Единого экономического пространства.
Я пытался привлечь структуры нашей исполнительной власти к решению этого вопроса. Но, как вы понимаете, последовал очередной отказ конструктивно двигаться вперед.
Формат «3+1» предполагает удовлетворение интересам Украины в ущерб интересам остальных стран, которые к тому же договорились между собой. И если Украина не предлагает ничего, что было бы выгодно партнерам, то пока все и заканчивается только разговорами, а не конкретными шагами навстречу друг другу. Если изменится позиция Украины, то, возможно, и Россия с Казахстаном и Белоруссией пересмотрят свою позицию.
А вообще надо было не прибегать к формуле «3+1», а изначально быть субъектом всего переговорного процесса, отстаивая интересы Украины, а не как сегодня — объектом для манипуляций.
— Вы знакомы с высокопоставленными представителями украинской власти. Наверняка в приватных беседах обсуждаете преимущества и недостатки евроинтеграции, Таможенного союза. Не называя имен — что говорят по этому поводу чиновники, какой интеграционный проект для Украины предпочтительнее с экономической точки зрения — Таможенный союз или Евросоюз?
— Здравомыслящие однозначно понимают преимущества Таможенного союза. Ведь стало очевидным, что с готовой продукцией Украине тяжело выйти на европейские рынки.
Более 80 тыс. украинских ГОСТов и стандартов не имеют аналогов в Европе. Унификация стандартов в т.ч. определяет нелегкий путь украинского товара на европейский рынок. А что такое 80 тысяч? Преодолеть все эти барьеры практически невозможно.
Кроме того, если выходить на европейские рынки с какой-то продукцией, то это по сути продаваться под определенные тренды. Но как только происходит такая продажа, собственность Украины растаскивается моментально. Мы понимаем, что скорее всего промышленная база Украины будет использована не для ее развития, а для ее уничтожения.
С другой стороны, если говорить о Таможенном союзе, то речь идет и о технологиях, которые еще, как говорится, очень много родственного имеют, речь идет о разработке документации, которая делалась совместно, об общей еще недавно научной базе исследований в системе Академии наук, отраслевых институтов. Кроме того — ментальность определенная общая.
Это если мы говорим о нашем рынке в контексте, допустим, Таможенного союза. Но надо дальше смотреть — это и Евразийская экономическая система. Так, Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) позволяет выйти на тот рынок, на который давно был нацелен Советский Союз. И много еще осталось из того, что могло бы стать продолжением этих торговых, торгово-экономических отношений, а ведь востребованная в ШОС продукция выпускалась в том числе и на Украине.
— Для украинских производителей доступ на рынки стран Таможенного союза становится все сложнее — ТС, и это понятно, защищает свою таможенную территорию. Как это отразится на кооперационных связях между российскими и украинскими производителями?
Нет ли у вас ощущения приближающегося апокалипсиса: если мы продолжим такую конфронтацию, как отказ от Таможенного союза, то Россия пойдет на жесткие меры и прервутся наши связи в авиастроительной отрасли, в «Турбоатоме», «Заря-Машпроекте» и т.п.
— Я хотел бы подчеркнуть, что все разговоры о том, что мы сделаем безвизовый режим с Европой, решим вопрос свободного перемещения наших граждан, весьма чреваты. Не решаются ведь главные вопросы, которые на долгую перспективу определяют экономическое сотрудничество с Евросоюзом, а это прежде всего рынки — сырьевые, готовой продукции. И Украина, не изменив свою позицию, может столкнуться с совершенно другой проблемой: решив безвизовый вопрос с Европой, получит визовый вопрос с Россией и, естественно, вытекающие отсюда последствия. Это первое.
Второе. 80% основных фондов в Украине изношены, т.е. это здания, сооружения, станки, оборудование. Если 80% изношены и осталось 20%, то какова перспектива Украины? Это же учитывая, что 20% также находятся у критической черты амортизационных ресурсов, они очень быстро выйдут из строя. Т.е. у нас действительно возникает угроза разрушения производственного потенциала страны.
Третий вопрос. У нас сегодня на селе (а оно дает 28—30% валового внутреннего продукта) 80% людей пенсионного возраста, молодежь уехала и специалистов нет. Коль у нас 80% сельского населения пенсионного возраста, мы уже сегодня должны признать, что село перестало быть сырьевой базой для перерабатывающей промышленности Украины. И для села, и для страны в целом стала реальной проблема продовольственной безопасности.
Кроме того, давайте не будем забывать о том, что 80% реализуемой у нас продукции произведено за рубежом. А это значит, что мы каждый день работаем с утра до вечера на чужие страны, создавая там рабочие места, и убиваем отечественного производителя.
Еще одна болезненная проблема: у нас 60% жилого фонда — это хрущевки. 60% жилого фонда! И мы понимаем, что это уже тот фонд, который по всем СНИПам исчерпал свой ресурс. И мы ведь можем столкнуться с тем, что эти дома, как карточные домики, начнут складываться. 20 лет так называемой независимости жилищная программа вообще не реализовывалась. Мы стоим перед проблемой техногенного характера.
— В смысле — не строится жилье в больших масштабах?
— В 1990 г. мы построили около 20 млн. кв. м жилья, в прошлом году — в несколько раз меньше, причем только для состоятельных людей. Поэтому колоссальная проблема очевидна.
У нас 30% сетей (а по оценкам некоторых экспертов, и все 60%) жилищно-коммунального хозяйства изношены, они не должны использоваться. А их эксплуатация продолжается! И в данной ситуации мы сталкиваемся с проблемами техногенного характера.
Поэтому сейчас нельзя рассуждать о том, что выгодно или невыгодно. Мы уже стоим на грани смерти! В такой ситуации какой должен быть выбор? Единственный: чтобы экономику возродить, село поднять, социальные вопросы решить.
— Среди антикризисных мер Компартии есть тезис о присоединении к Таможенному союзу. Что это даст Украине в плане выхода из экономического кризиса?
— Таможенный союз, ЕврАзЭс — алгоритм четкий и понятный. Таможенный союз нам сразу дает отдушину. Подписан договор о зоне свободной торговли СНГ, и ее надо использовать. Единое экономическое пространство, ЕврАзЭс и ШОС — вот тот механизм, который позволит нам выйти на реальную поддержку украинского производителя.
— Относительно мрачной ситуации на «Турбоатоме», «Заря-Машпроекте» и т.п. что вы можете сказать?
— Учитывая то, что 20 лет Украина проводит хуторянскую политику — то на двух стульях болтается, то между стульев пытается сидеть, Россия, понятно, уже провела очень серьезную в технологическом плане замену тех украинских предприятий, которые по кооперации в Советском Союзе выпускали ту или иную продукцию, своими предприятиями. И «Турбоатома» это касается, и «Заря-Машпроекта», и авиакомплекса нашего — все это в ближайшее время придет в упадок, это однозначно. На европейские рынки никто нас с нашими турбинами брать не будет, «Зарю-Машпроект» тоже не пустят. Там Siemens и прочие компании работают. Так же, как и с самолетами.
Знаете, что парадоксально? Был я на Харьковском авиазаводе, в цехах встречался с людьми. А рабочие задают вопрос: «Петр Николаевич, а что у нас за страна, которая не хочет, чтобы в небе над Украиной летали украинские самолеты? Мы, — говорят, — гарантируем, что по техническим данным наши самолеты местные, внутренние перевозки вполне обеспечат, и это будет экономически выгодно».
Вот рабочие задают такой вопрос, а руководители страны почему-то этот вопрос не слышат.
Kilinkarov_002

Спиридон Килинкаров: После выборов власть продемонстрирует свое бессилие

Ухудшение экономической ситуации, рост безработицы, приватизация и последующее закрытие некогда процветающих предприятий, обнищание аграрного сектора – вот далеко не полный список проблем, с которыми Украина пришла к очередным выборам в Верховную Раду. Отчаянные попытки правительства спасти положение лишь констатируют беспомощность действующей власти, уверены многие аналитики. Именно на этом фоне предвыборная программа Коммунистической партии кажется предельно понятной и истинно народной. О нынешних реалиях страны и первых шагах Компартии в будущей Верховной Раде “ГолосUA” поговорил с членом фракции КПУСпиридоном Килинкаровым.
- Спиридон Павлович, какова реальная опасность того, что социальные инициативы Президента все-таки останутся только на бумаге?
- Вопрос заключается в том, что без справедливого распределения финансовых ресурсов в стране реализовать какие-либо социальные инициативы попросту невозможно. Сам факт, что Президент выступает с определенными инициативами – это, конечно, хорошо, однако, нынешние реалии говорят о нежелании и неспособности властей такую политику проводить. Давно пора понять: внутренний рынок не может нормально развиваться, поскольку у населения нет денег. Нет тех ресурсов, которые могли бы стимулировать товарно-денежные отношения. Люди действительно нуждаются в приобретении товаров и услуг, но возможностей для этого они не находят. А с учетом того, что сейчас ряд крупных предприятий, на которых трудились тысячи работников, стоит, о каком развитии вообще может идти речь? Необходимо давать себе отчет – в экономике все взаимосвязано. Следует настойчиво искать пути для своеобразного «оживления потребления», то есть реально обеспечить право народа покупать.
- А не кажется ли Вам, что повышение зарплат и пенсий без соответствующего жесткого контроля со стороны государства захлебнется в общем инфляционном процессе?
- Для того чтобы повышать уровень благосостояния населения, не обязательно повышать зарплаты и пенсии. Есть механизм контроля над ценами, и это было прекрасно продемонстрировано в советское время. Тогда, например, зарплаты не повышались, но регулярно снижались цены на товары и услуги. Сегодня же у нас наблюдается принципиально противоположная картина – даже незначительный рост социальных выплат или стипендий автоматически приводит к новой ценовой гонке. Скажем, как только правительство повышает выплату на рождение ребенка, следует ждать подорожания детского питания, одежды, игрушек, колясок и так далее. То есть бизнес бесконтрольно формирует ценовую политику и, вымывая деньги, нивелирует любую попытку государства стабилизировать экономику. Именно поэтому то же государство должно брать ценовую политику под свой контроль. Необходимо установить паритет цен в сферах сельского хозяйства, промышленного комплекса, металлургии… У нас ничего этого нет, у нас бесплановая экономика, у нас не рынок – у нас базар. Все становится в ступор: селяне не могут купить комбайны, машиностроители не могут продать комбайны, заводы не могут купить металл. Власть должна обратить на это внимание на законодательном уровне.
- Кстати, о власти и законодателях. Существует ли вероятность прихода к власти в Верховной Раде действующих олигархических кланов?
- Все будет зависеть от позиции людей. На самом деле, политическую элиту страны формируют отнюдь не политики, а в первую очередь – избиратели. Не важно, почему – то ли по недоразумению, то ли из-за подкупа, то ли по какой-то другой причине – человек, придя к урне, опустил бюллетень за определенную партию, в любом случае он несет персональную ответственность за тех людей, которые впоследствии будут представлены в парламенте. Люди должны отдавать себе отчет: когда кандидат нажимает кнопку «за» повышение пенсионного возраста, за принятие Трудового кодекса, кодекса жилищного, голосует не политик, а его избиратель. Механизмов повлиять на депутата на сегодняшний день нет. Поэтому проголосовавший за него человек должен посмотреть в зеркало и понять, что за антинародный закон выступил никто иной, как он сам.
- В одном из комментариев Вы не исключили массовых акций протеста после выборов. Ситуация настолько серьезна?
- Ситуация сдерживается на период предвыборной кампании – и по тарифам, и по ценам, и по многим другим позициям. Но это сдерживание малоэффективно. Скажем, рост стоимости бензина на 10-15 копеек неминуемо приведет к подорожанию продуктов и других товаров и услуг. Полагаю, после окончания выборов все это станет явным, и власть продемонстрирует свое бессилие, если не будет предпринято каких-либо мер. Хотя как можно навести порядок, если сегодня в парламент вновь придут представители финансово-промышленных групп, которые заинтересованы в условиях кризиса получать сверхдоходы?
- Каковы будут первые шаги коммунистов в обновленной Верховной Раде?
- Думаю, что КПУ не просто преодолеет пятипроцентный барьер, а будет третьей политической силой в Украине. Сегодня наблюдается рост популярности левых идей, и Компартия, как их выразитель, достойно войдет в новый парламент. С другой стороны, не исключено, что действующие власти сформируют за счет мажоритарщиков большинство и будут дальше голосовать за так называемые «пенсионные реформы» и тому подобное. Но если у нас будет блокирующий пакет акций, благодаря чему мы сможем влиять на создание разного рода коалиций, мы готовы взять на себя ответственность и войти в правительство народного доверия. И опять-таки оговорюсь, что все зависит от позиции нашего избирателя…
Беседовал Димитрий Бабич
0011

Ирина Спирина: Лечить от всех хворей в Украине будут аспирином и зеленкой

Нынешняя медицинская реформа  рассчитана только на то, чтобы медицина стала источником обогащения олигархов. Сокращение медработников и медучреждений уже стало показателем негативных перемен от действующей власти. А ведь еще каких-то двадцать лет назад наша медицина считалась одной из лучших в мире и при высоком уровне развития она была бесплатной (!). Об истинном положении дел в медицине сегодня, а также путях выхода из кризисной ситуации “ГолосUA” рассказала заведующая кафедрой психиатрии и общей медицинской психологии Днепропетровской медицинской академии, кандидат в народные депутаты Украины от КПУ Ирина Спирина.
- Ирина Дмитриевна, какой бы Вы поставили «диагноз» нынешней системе здравоохранения в Украине?
- Ситуация в медицине  на протяжении 20 лет существования независимой Украины не устраивает никого из субъектов системы правовых отношений: пациент – врач – общество – государство. Пациенты недовольны качеством и доступностью медпомощи, а медработники – низкой оплатой труда, плохим техническим оснащением отрасли. Я хотела бы обратить внимание, что подобное положение дел связано прежде всего с отсутствием адекватного правового инструмента, который регулировал бы отношения в сфере здравоохранения с учетом крайне низкого уровня финансового обеспечения отрасли по сравнению с развитыми государствами. Согласно 49-ой статье Конституции, медицинскую помощь должны оказывать бесплатно. Однако реальность такова, что качество медицинского обслуживания повышается только за счет средств пациентов. Такой ситуации способствуют как действия правительства, так и исполнительной власти на местах. Они под видом внедрения социально ориентированной политики за эти годы практически уничтожили разницу в оплате квалифицированного и неквалифицированного работника.
- Выходит, что нас лечат так, как врачам платят?
- Будет ли адекватный человек работать за зарплату в 1200 грн, которая в 2-3 раза ниже зарплаты дворника или сантехника? Думаю, ответ очевиден. Трудно выжить в условиях, созданных государством, при молчаливом согласии населения, которое медики лечат… Эти обстоятельства и заставляет специалистов искать нелегальные пути выживания. В 2011 году в Украине насчитывалось более 46 тыс. вакантных врачебных должностей, вдумайтесь – 25% врачебного корпуса страны, а для всех выпускников высших медицинских заведений труд врача приобрел сегодня синоним специальности непрестижной и бесперспективной.
- Топ-темой нынешнего дня, пожалуй, можно назвать внедряемую в Украине медреформу. Каково Ваше мнение на этот счет?
-  За годы независимости государство не выработало единой политики при проведении медицинской реформы. Попытки реформирования здравоохранения не учитывают должным образом органическую связь социально-экономических, финансово-правовых и кадровых вопросов. Жители всех регионов Украины выражают обеспокоенность тем, как внедряется «медицинская реформа». Уже понятно: как и большинство реформ, затеянных после развала Союза, эта неизбежно приведет к значительному ухудшению качества жизни подавляющего большинства украинцев. Даже ребенку известно, что бесплатной медицины нет. А статья такая в Конституции есть. Не в этом ли парадокс? Власти это весьма выгодно: теневые доходы позволяют держать «в узде» всю отрасль. Заместитель министра здравоохранения Украины Галина Лишенка рассказала, как будет проводиться закупка лекарств в 2012 году: «в клинических протоколах по лечению предусмотрено лечение 60-ю препаратами. Нам надо отобрать 10-20, которые будут закупаться за средства госбюджета. Остальные закупят за деньги местных бюджетов. И что выходит? Если в клинических протоколах лечения  на все тысячи заболеваний предусмотрено только 60 препаратов, то лечить в этом году от всех болячек будут аспирином, активированным углем, таблетками от кашля и зеленкой. В 2011 году на закупку медикаментов было выделено 1,8 млрд грн. За полгода не было проведено ни одного тендера – чиновники делили откаты. В оставшееся время закупили медикаментов на 1,3 млрд. грн. При этом весь год без лекарств оставались больные гемофилией, онкологическими заболеваниями и болезнями крови. Основное содержание медреформы свелось сегодня к тому, что массово закрываются больницы, поликлиники, амбулатории. Но прежде чем начать реформирование в таком масштабе, следовало бы собрать мнения специалистов и задуматься о необходимости такой реформы.  Она может вообще оставить без медицинских услуг малообеспеченных и социально незащищенных людей…
- Какой выход КПУ видит из создавшейся ситуации?
- Сегодня медицинскую реформу нужно начинать с реформы образования, поскольку за полгода нельзя научить человека разбираться во всех болезнях – имею в виду подготовку семейных врачей. Скажем, за рубежом специалистов по такой специализации готовят 9 лет! Ну а если говорить в масштабном аспекте, то КПУ считает, что нужно не уничтожать существующую систему здравоохранения, не реорганизовывать, к примеру, скорую помощь в интересах частного бизнеса, а гарантировать заложение в государственном бюджете не менее 10% от ВВП на нужды здравоохранения. Мы категорически против реорганизации системы экстренной помощи, которая предусмотрена уже с 1 января 2013 года, так как это приведет к катастрофическим последствиям…
Беседовал Олег Пономарев

КПУ препятствуют в проведении избирательной кампании

Петр Симоненко отмечает, что настроения как в Украине, так и за рубежом за последние годы стали более «левыми». Фото с сайта kpu.ua

По мнению Симоненко, причина в росте рейтинга его партии.

Дарья ЕГОРОВА — 18.09.2012
Визит Петра Симоненко в Одесскую область стал одним из самых напряженных. Выступая на пресс-конференции, лидер КПУ обвинил конкурентов в нечестной игре. Так, по его словам, рост рейтинга Компартии по всей Украине привел к тому, что коммунистам препятствуют в проведении избирательной кампании. 
- Уже сегодня нас не пускают на ряд предприятий, на встречи со студентами, идет борьба за информационное пространство, - утверждает Петр Симоненко. - Эти ограничения спровоцировали использование административного ресурса, чтобы не допустить понимания избирателей того, что на сегодняшний день есть только два варианта развития событий после выборов. Или к власти опять приходят олигархи, или единственная альтернатива, которую предлагает КПУ, - то есть народовластие.
По словам Петра Симоненко, основные позиции, которые предлагают коммунисты в своей избирательной программе, находят поддержку среди населения. Например, в Луганской области, согласно социологическим опросам, поддержка коммунистов превысила рейтинги других партий. Такие показатели, по мнению лидера коммунистов, сыграли против его партии. При этом Симоненко считает, что КПУ - единственная политическая сила, которая четко определила повестку дня выборов, механизм решения основных проблем в стране и эффективно использует механизмы донесения информации к людям. И сегодняшнее противостояние, направленное против КПУ, это результат того, что политическая сила действительно находит большую поддержку среди населения.
Впрочем, пообщаться со студентами лидеру КПУ все-таки удалось. На встрече с представителями Гуманитарного университета он ответил на вопросы журналистов. К слову, говоря о модели социализма, предлагаемой КПУ, Симоненко заявил, что выступает за китайский образец, а среди своих зарубежных единомышленников больше всего ценит коммунистическую партию во Вьетнаме, где развитие осуществляется в интересах всего народа (в том числе разных категорий бизнесменов). 
Что же касается Украины, Симоненко уже наблюдает "полевение настроений как внутри страны, так и за рубежом". При этом, по его словам, больше всего страдают южные области.
- Задержки по зарплатам рабочим предприятий, бюджетных работников, сокращение социальных выплат и пенсий, резкий рост тарифов ЖКХ и цен на продукты питания, наступление на трудовые права со стороны эксплуататоров. В свою очередь предприниматели, которые хотят работать честно, вынуждены потворствовать ненасытным аппетитам захребетников-вымогателей. Народ выживает, а не живет, - сказал Петр Симоненко.