среда, 28 марта 2012 г.

ИСКУССТВО СНИМАТЬ… ДЕНЬГИ


«…участие в форматировании киноиндустрии такого парламентария, как Виктор Янукович, поможет взглянуть на отечественный кинематограф как на бизнес, культуру и политику — комплексно».
Олег Кохан, кинопродюсер, директор ООО «Компания Сота Синема Груп» 

(из интервью изданию «Зеркало недели», 17.02.2012 г.)

«Сегодня и у Президента, и у парламента есть четкое понимание того, что кино — это не просто развлечение. Многого удалось достичь уже сегодня благодаря депутатам и общественным деятелям, которые помогают справиться с кризисом в отрасли. Один из наиболее активных – народный депутат Виктор Янукович. К примеру, увеличение бюджета кино на 2011 год и продвижение налоговых каникул для кинематографистов стало возможным только благодаря его непосредственному участию».
Екатерина Копылова, руководитель Государственной службы кинематографии (из интервью сайту «Like», 17.12.2011 г.)

«Первая часть реформы – предоставить новые возможности, это мы сделали. Вторая часть – научиться ими правильно пользоваться, это задача ближайшего будущего».

Виктор Янукович-младший, народный депутат Украины, об украинской киноотрасли (из интервью сайту «Like», 17.12.2011 г.)

Да, правильно пользоваться средствами, особенно государст­венными, – это великое искусство. Особенно когда ты сам их выбиваешь. Речь идет о сыне президента — Викторе Януковиче-младшем. Пристальное внимание этого президентского отпрыска к отечественной киноиндустрии заметно уже невооруженным глазом. Благодаря Януковичу-младшему в 2011 году на украинское кино впервые была выделена неимоверная сумма – 110 млн грн. На 2012 год Госбюджетом утверждено и того больше — аж 176 млн. Хотя сам Виктор-младший просил у парламента утвердить вообще астрономическую сумму – 264 млн грн. Но аппетиты президентскому сыну все же урезали.
Поддержать украинское кинопроизводство, которого мы за годы независимости так и не увидели, за исключением нескольких фильмов, – дело святое. И хорошо, что за это дело, наконец, хоть кто-то взялся. Цифры, предоставленные Счетной палатой, свидетельствуют: если в 1990 году в Украине было снято 578 разножанровых кинолент, то в 2010 году – лишь один анимационный фильм. Хотя, как оказалось, не один, но как раз об этом – потом.
Вот, собственно, яркий пример псевдопатриотизма – кричать о поддержке украинского кино, но ничего не сделать для его развития. За годы независимости в Украине практически полностью была уничтожена советская кинопроизводственная база, выпускники киношных профессий стали не востребованы, поскольку ничего не снималось.
Едва Виктор Янукович стал Президентом, как с подачи Партии регионов Верховная Рада 10.02.2010 г. утвердила революционные изменения в действующий Закон
«О кинематографии» и ряд других сопутствующих законов, создавшие налоговые льготы (освобождение от НДС и других платежей) для отечественных производителей кинопродукции. Было даже предусмотрено создание Кабинетом Министров специального счета финансовой поддержки украинского кинематографа. Правда, последняя норма пока не заработала, так как законодательно не было определено, как он будет наполняться. И, вопреки ожиданию кинематографистов, что утвержденный законопроект не будет подписан (еще бы – 20 лет обещаний о поддержке отечественного кино – и никаких реальных действий!), новоизбранный президент закон подписал. Правда, тогда еще никто не догадывался, что заниматься развитием отечественного кино будет его сын.
О том, на что были потрачены 110 млн грн в 2011 году, – разговор отдельный и требующий дополнительных исследований со стороны контролирующих органов. А так как пока таких данных нет, мы его опустим. В любом случае, кроме фильма Михаила Ильенко «ТотКтоПрошелСквозь­Огонь», больше никаких премьер украинских фильмов, снятых в 2011 году, мы не увидели.
Зато появились свежие данные, как тратились бюджетные средства в самом конце 2010 года. Речь пойдет о фильме российского режиссера Александра Миндадзе «В субботу». Как эта уже снятая российскими кинематографистами лента вдруг оказалась в числе фильмов, финансируемых украинской Госслужбой кино, — вопрос очень интересный. Хочу вернуться к цифрам Счетной палаты – государственный заказ на производство фильмов в 2010 году был выполнен на 3,7% (!!!). Напомню, речь шла об одном анимационном фильме. Никакого фильма «В субботу» в перечне фильмов, производство которых было запланировано Госслужбой кино на 2010 год, не было. Появился он в перечне Программы производства и распространения национальных фильмов без соблюдения предусмот­ренной Кабмином процедуры – рассмотрения экспертной комиссией. Также волюнтаристски, без предусмотренного приказом Минкультуры оценивания стоимости незавершенного производства фильма, была определена стоимость участия украинского государства в его создании в размере 13,5 млн грн. Несмотря на то, что более 96% картин, прошедших экспертный конкурсный отбор (смотрите цифры Счетной палаты), в 2010 году оказались за бортом государственного финансирования, 23 декабря 2010 года Государственная служба кино в лице ее руководителя Екатерины Копыловой подписывает договор с руководителем ООО «Компания Сота Синема Груп» Олегом Коханом о производстве фильма «В субботу» на условиях государственного заказа. Уже на следующий день (!) – 24 декабря 2010 года подписывается акт выполненных работ (ну да, фильм ведь сняли намного раньше), и уже 29 декабря того же года 12,4 млн грн бюджетных средств оказываются на счету фирмы Олега Кохана «за работы съемочного периода».
Но самое интересное дальше. В результате проверки, проведенной Государственной финансовой инспекцией Украины (бывшее ГлавКРУ), оказалось, что согласно договору между ООО «Компания Сота Синема Груп» и российским ООО «Кинокомпания «Пассажир» финансирование украинской стороной производства фильма «В субботу» составляет 300 тыс. евро, т.е. порядка 3 млн грн. Но даже и эти 3 млн грн кинокомпания «Пассажир», скорее всего, не получила – по крайней мере, Олег Кохан не смог предъявить инспекторам Госфин­инспекции первичные документы, подтверждающие перечисление средств кинокомпании «Пассажир». Зато деньги были перечислены различным коммерческим структурам, к производству фильма не имевшим никакого отношения.
Но ведь Олег Кохан не мошенник. Это известный продюсер, продюссировавший фильмы Киры Муратовой, Романа Балаяна, Отара Иоселиани, Кшиштофа Занусси. Значит, он просто не ожидал, что кто-то придет проверять полученные от Екатерины Копыловой деньги. Значит, был уверен в «крыше». Так же, и Екатерина Копылова, в нарушение всех правил выделившая немалые средства на уже снятый иностранный фильм. И если бы не активность общественной организации «Объединение защитников достояний и возрождения украинского кино­искусства», в которую входят маститые, известные еще с советских времен режиссеры, операторы, актеры – те, кто составлял славу украинского кино, – эти факты никто бы и не проверял.
Защитит ли «крыша» фигурантов этой аферы от уголовного преследования – покажет время. Правоохранительные органы своего слова еще не сказали.
Но, как бы там ни было, сейчас уже 2012 год, и на кону — 176 млн грн, выбитых Януковичем-младшим на производство кинофильмов в этом году. Между прочим, кроме радикального увеличения финансирования отечественной киноотрасли Янукович-младший поставил еще одно задание, которому он даже присвоил №1, — работа по созданию украинской киноассоциации. Нужно отдать должное депутату, «Украинская Кино-Ассоциация» была создана 25 января 2012 года. Ее возглавил товарищ Януковича-младшего Денис Ржавский. Одной из объявленных целей этой структуры является разработка принципиально нового закона «О кинематографе» и Концепции Государственной программы развития национальной киноиндустрии на 2012—2017 годы. Но, по логике, подобными вещами должен заниматься государственный орган – Государственная служба кинематографии, например. Однако не надо забывать, что тут речь идет не просто о бумажках – а о бумажках со многими нулями. И, как показывает украинская практика, кто планирует, как тратить деньги, тот в конечном результате их и получает. Так что, без сомнения, еще увидим, как новая структура будет использоваться для дерибана бюджетных средств, выделенных на развитие кинематографа.
А о том, на что официально будут потрачены рекордные 176 млн грн в этом году, знакомит статья известного украинского кинорежиссера Александра Муратова «Конкурс нелепости».

 

Автор:Борис ВОСТЬЕВ