пятница, 27 апреля 2012 г.

ИГРЫ В СОЛДАТИКОВ С НЕПРЕДСКАЗУЕМЫМ РЕЗУЛЬТАТОМ




 
И чего только не сделаешь ради европейской интеграции! Теперь украинское правительство решило поиграть в солдатиков и в начале апреля выдало на-гора распоряжение «Об утверждении плана первоочередных мероприятий по интеграции Украины в Европейский союз на 2012 год». Согласно ему центральным органам исполнительной власти было поручено в течение года обеспечить присоединение страны к формированию боевых тактических групп Евросоюза, в частности «Вышеградской четверки».

Немного истории
Стоит напомнить, что в соответствии с рядом нормативно-правовых актов ЕС в области безопасности  предусматривается участие Европейского союза в разрешении конфликтов низкой интенсивности, что, по мнению аналитиков, позволяет ему избежать угрозы втягивания в длительные кризисы, минимизировать потери в личном составе, а также достичь выполнения намеченных целей в короткие сроки. В интересах эффективного решения задач кризисного регулирования руководство ЕС стремится задействовать весь комплекс мер политического, экономического и военного характера. При этом основными инструментами урегулирования кризисов являются силы реагирования (СР).
Их основу составляют боевые тактические группы (БТГ) численностью до 2500 человек каждая. На данный момент таких групп насчитывается 10. В зависимости от возможностей стран-членов ЕС по выделению войск в состав сил реагирования боевые тактические группы комплектуются воинскими подразделениями одного или нескольких государств Евросоюза, по субрегиональному принципу. При этом каждая БТГ наряду с боевыми формированиями должна включать необходимые силы и средства боевого и тылового обеспечения, позволяющие ей эффективно действовать в отрыве от баз снабжения в течение от одного до пяти месяцев.

Куда же нас втягивают
Решение о создании в рамках «Вышеградской четверки» (Польша, Чехия, Словакия, Венгрия) боевой тактической группы с привлечением Украины было принято в 2007 году. Тогда же глава МИД Чехии Карел Шварценберг заявил, что БТГ могла бы участвовать в миссиях на территории Афганистана.
В мае 2011 года министры обороны «четверки» объявили о том, что к 2016 году БТГ должна стать полноценной автономной единицей, а возглавит ее Польша.
Таким образом, геополитические амбиции Варшавы становятся очевидны как никогда. Претендуя на одну из ведущих ролей в ЕС, поляки формируют субрегиональный военный альянс, который будет дополнять НАТО. Как участие в подобном объединении отвечает внеблоковому статусу Украины, власть умалчивает, как умалчивает и о том, против кого этот альянс создается.

О стратегической глубине
В военной науке существует понятие стратегической глубины, означающее степень глубины территории страны от передней линии фронта до ее основных, жизнеобеспечивающих командных, политических, промышленных районов.
Государство, обладающее необходимой стратегической глубиной территории, может вне пределов досягаемости противника сохранять жизнеспособность политического и военного управления, промышленного и хозяйственного производства.
В последнее время термин «стратегическая глубина» применяется и в политике, подразумевая создание государством по периметру своих границ политического пространства из союзников и коалиций, затрудняющих потенциальному противнику враждебные действия.

Истинные намерения
Один из наиболее влиятельных американских аналитических центров «Stratfor» в статье «Польша ищет в Украине стратегической глубины» отмечает целый ряд интересных моментов, проливающих свет на истинные намерения Варшавы. Материал тем более интересный, что демонстрирует узость стратегического видения украинской власти.
Эксперты центра отмечают, что интересы Варшавы в Украине выходят далеко за пределы торговли. На самом деле важность Украины для Польши имеет глубокие геополитические корни, в конечном счете связанные с одним фактором – месторасположением. Неоднократно подвергавшаяся нападениям как с Запада, так и с Востока Варшава испытывает патологическую фобию по отношению к России и Германии. Укрепление связей Москвы и Берлина вызывает панику у польских властей. В связи с этим обстоятельством аналитики приходят к выводу, что Варшава находится в поисках стратегической глубины, того, чего ей чаще всего недоставало. В то время как угрозы с обеих сторон всегда будут давить на Польшу, создание определенного пространства для маневра против этих угроз – это лучшая защита, на которую могут рассчитывать поляки в отсутствие природных барьеров. И очень хорошо вписывается Украина.
Для достижения этих целей, по мнению экспертов, Польша должна обеспечить, чтобы Украина не сыграла ключевую роль в восстановлении российского доминирования. Делая Украину ближе к Европе и выводя ее из сферы влияния России, Варшава реализует главный момент своей стратегии. Идея в том, чтобы роль буфера между Польшей и Россией играл Киев, чтобы сама Польша не становилась буфером между РФ и ЕС.
Отдает ли себе отчет украинская власть, втягиваясь в сомнительные геополитические игры, в возможных последствиях своих шагов? И в чем, наконец, состоит интерес Украины — быть в роли буфера, играя в солдатики, либо стать частью нового интеграционного проекта на постсоветском пространстве? Любое реальное движение Украины в сторону России является кошмаром Запада. Поэтому инфантильным украинским политикам будут давать играть во что угодно — хоть в солдатиков, хоть в пасочки, лишь бы чувствовали заботу старших «товарищей» и обеспечивали ту самую стратегическую глубину, к которой так стремится Польша. А создание боевой тактической группы – еще один шаг в этом направлении.

Автор:Максим КУЗЬМЕНКО