воскресенье, 24 июня 2012 г.


ОДНАЖДЫ ТЫ ТОЖЕ СТАНЕШЬ СТАРЫМ


Вот уже несколько лет борцы со стариками действуют почти открыто. Сначала правительство нехотя ещё поддерживало пожилых людей, но вскоре предало стариков народному суду. Один социолог в вечерних новостях доказал, что дефицит социального обеспечения возникает из-за людей старше 70 лет. В пробитую брешь устремились политики: они обвинили врачей в том, что те прописывают лекарства и любой ценой продлевают жизнь пациентам, думая лишь о своей прибыли и забывая об интересах общества.
«Не может быть и речи о том, чтобы наши старики превратились в бессмертных роботов», — заявил президент республики в своём новогоднем обращении к народу. — «У жизни есть конец, его надо уважать». И объяс­нил, что люди, принадлежащие к третьей и четвёртой возрастным группам, потребляют, но не производят, вынуждая государство вводить непопулярные налоги. Короче говоря, стало очевидно, что все экономические проблемы страны связаны с увеличивающимся числом пожилых людей.
После этой речи было ограничено возмещение расходов на лекарства и медицинскую помощь для лиц старше семидесяти.
Идя в ногу с политикой, тенденцию подхватила реклама. Министерство здравоохранения выпустило плакат с надписью: «Шестьдесят пять — куда ни шло, семьдесят — уже одни убытки».
Понемногу старость стала ассоциироваться со всеми отрицательными явлениями в обществе. Перенаселение, безработица, налоги — во всём виноваты старики, которые «не покидают сцену, хотя уже и отыграли свою роль».
Нет, уважаемый читатель, это не про нашу страну. А впрочем... Перечитайте ещё раз написанное выше и сравните с нашей действительностью: не так цинично и открыто, но, по сути — про нас.
Это был отрывок из рассказа знаменитого французского писателя Бернара Вербера «Последний бунт».
Главные герои рассказа пенсионеры Фред и Люсетт видят, что к их дому подъехал автобус ЦОМР, пресловутого «Центра отдыха, мира и радости», куда забирают стариков, от которых отказались дети, где им впоследствии делают смертельные уколы. Фреду и Люсетт удаётся бежать в леса, где к ним присоединяются другие пенсионеры. Девизом повстанцев стали слова: «Пока живёшь — надейся!»
Они решили обратиться к населению и выпустили листовку: «Уважайте нас. Любите нас. Старики могут ухаживать за малышами. Они могут вязать свитера. Могут гладить бельё и готовить. Мы в состоянии делать всю ту работу, которая отнимает время и не нравится молодым, потому что мы не боимся течения времени. Убивая стариков, люди уподобляются крысам, уничтожающим слабых членов стаи. Мы — не крысы. Мы знаем о взаимопомощи, мы умеем жить в обществе. Если убивать самых слабых, незачем жить вместе. Покончим с законами, направленными против стариков. Используйте нас, а не уничтожайте».
Процитирую окончание рассказа: «Они надеялись, что действия их повстанческой армии заставят власти отменить законы, направленные против стариков, а президента — начать переговоры. Но дело приняло иной оборот. Министр здравоохранения придумал средство, с помощью которого власти сумели подавить восстание. Не военная стратегия должна была сломить стариков, а грипп, обыкновенный грипп. Вертолёты распыляли над лесом различные штаммы вирусов. Старикам срочно нужна была вакцинация, но власти предусмотрительно уничтожили все её запасы. Эпидемия стала неизбежной. Люди начали умирать.
Спустя три недели, когда полиция пришла арестовывать тех, кто ещё оставался в живых, она не встретила никакого сопротивления. Фреда схватили люди из нового филиала ЦОМР, все — бойцы моложе двадцати.
Легенда утверждает, что перед тем, как погибнуть от смертельного укола, Фред холодно посмотрел в глаза своего палача и бросил: «Однажды ты тоже станешь старым».
Вот такой печальный конец этого рассказа. Рассказа-гипотезы, рассказа-предположения, рассказа о том, что может случиться, ЕСЛИ...
Хочу заметить, что Б. Вербер — единственный писатель, удостоенный премии Жюля Верна. В его рассказах много пророческого. Он является основателем Ассоциации анализа вероятных сценариев развития человечества. Как известно, пророчества порой сбываются. Может произойти то, что описано в рассказе «Последний бунт».
Может, ЕСЛИ мы не поймём, что будущее — это подвластная нам управляемая стихия, но думать о будущем надо сегодня. Если мы будем мириться с тем, как относятся господа янутигизаровы к старикам, то сбудутся самые мрачные предсказания. Надо бороться. Без борьбы нет победы.

Автор:Алексей ПАЩЕНКО