вторник, 27 марта 2012 г.

КАК ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ СМЕНИЛ ПРОФЕССИЮ, ФАМИЛИЮ И ЭПОХУ


 
Вряд ли в нашей стране можно найти человека, который хоть раз в жизни не посмотрел бы замечательный фильм Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию», снятый в 1973 году. Этот фильм создан на основе пьесы М.А.Булгакова «Иван Васильевич», которая была закончена в 1935 году.
Если внимательно прочесть пьесу, можно увидеть, что она имеет резко выраженную антиаристократическую, антидворянскую и антимонархистскую направленность. В фильме — много комедийных сцен с драками и погоней, и самое главное — режиссер усилил актуальность пьесы Булгакова, перенеся ее действие из 1930-х годов в начало 1970-х.
Предлагаю читателю вспомнить, что же помогло путешественникам во времени — управдому Бунше и вору Милославскому — выжить, когда машина времени забросила их в эпоху Иоанна Грозного? Они выжили потому, что Бунша, которого в фильме играет Юрий Яковлев, оказался случайно похож на царя Ивана и, переодевшись в царские одежды, выдавал себя за монарха. А вот из текста пьесы вытекает, что схожесть управдома с царём вряд ли была случайностью, потому что Бунша вполне мог оказаться потомком царя, так же, как и вор Милославский — потомком князей Милославских, предки которых служили московским правителям с 1390 года, правда, вначале под другой фамилией.
Но самое главное в том, что управдом Бунша является, по замыслу автора, потомком князей Корецких — о княжеском происхождении управдома говорится прямо в тексте Булгакова (перечисляя действующих лиц в начале пьесы, Булгаков называет управдома Буншу двойной фамилией — Бунша-Корецкий). Корецкие — эта княжеская династия из ветви Гедиминовичей, потомков великого князя литовского Гедимина. На Руси до воцарения Романовых Гедиминовичи считались вторыми по знатности после Рюриковичей.
А теперь вспомним эпизод в фильме, где посол Швеции (в исполнении Сергея Филиппова) просит у самозванца Бунши Кемскую волость. В фильме управдом Бунша согласился отдать врагам русские земли, а «благородный» вор Милославский проявил патриотизм и перенёс решение вопроса. В пьесе всё было не так, в пьесе именно Милославский с молчаливого согласия Бунши отдаёт Кемь шведам. То есть выродившиеся деклассированные представители дворянства, представители древней родовой аристократии не имеют и капли патриотизма, с лёгкостью отдают врагу исконные русские земли. Таким образом, пьеса Булгакова «Иван Васильевич» всем своим пафосом направлена против дореволюционного прошлого, против опустившихся «властителей жизни» этого прошлого, а оба князя, изображённые в ней, являются отрицательными персонажами.
Отметим и то, что вор и жулик Жорж Милославский не лишён определённого обаяния. Образ Милославского создан не без влияния героя книги И.Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев» Остапа Бендера. Любой, кто изучал атмосферу того времени, когда писалась пьеса «Иван Васильевич», знает, сколь популярны были тогда роман «Двенадцать стульев» и его главный герой.
И если потомок рода князей Милославских в СССР стал жуликом, то потомок князей Корецких — Иван Васильевич Бунша выродился в бездушного и пакостного бюрократа.
Своей пьесой Булгаков показывает обмельчание бывших «хозяев жизни», их интеллектуальное и духовное падение. Монархисты в то время ещё не теряли надежду возродить царскую власть, поэтому слова Шпака о том, что инженер Тимофеев привёл к себе царя, звучали зловеще. А когда Милославский говорит Бунше: «Будешь царём», а тот отвечает: «Ни за что!»,  речь идёт не о скромности управдома, а о боязни быть обвинённым по политической статье. Примечательно, что изобретатель машины времени Тимофеев говорит Ивану Грозному: «Я вас буду называть не царем, а просто Иваном Васильевичем. Поверьте, для вашей же пользы».
Чтобы закончить разговор о политической подоплёке пьесы, надо рассмотреть образ Ивана Грозного. Несмотря на то, что царь рассказывает изобретателю ХХ века Тимофееву о том, как 
посадил на бочку с порохом его коллегу, изобретателя ХVI века, и делает ещё несколько подобных заявлений в духе своего жестокого времени, в целом персонаж получился симпатичным. Царь, конечно, суров и решителен, как и подобает быть властелину. Но он еще умён, проницателен, находчив, щедр, патриотичен. Уж куда симпатичней его двойника бюрократа Бунши. И образ царя Ивана выдержан в пьесе так, как требовала государственная идеология тех лет. Критически, но без огульного очернения и уничижения.
Между прочим, члены Репеткома, которые утверждали пьесу Булгакова в тридцатые годы, высказали её автору такое пожелание: «А нельзя ли, чтобы Иван Грозный сказал,что теперь лучше, чем тогда?». Это пожелание исполнили создатели фильма. Вспомните эпизод, когда царь выходит на балкон, любуется великолепной панорамой Москвы и говорит: «Лепота».
Хотелось бы коснуться одного забавного совпадения, связанного с политикой современной Украины. Вот сценка, где профессиональный вор Милославский доказывает, что это не он обокрал Шпака, шведского посла и патриарха, который фигурирует в пьесе, но не попал в фильм.
«Бунша. Меня начинают терзать смутные подозрения. У Шпака — костюм, у посла — медальон, у патриарха — панагия...
Милославский. Ты на что намекаешь? Не знаю, как другие, а я лично ничего взять не могу. У меня руки так устроены... ненормально. Мне в пяти городах снимки с пальцев делали... ученые... и все начальники единогласно утверждают, что с такими пальцами человек присвоить чужого не может. Я даже в перчатках стал ходить, так мне это надоело».
Не напоминает ли этот пассаж знаменитые слова Виктора Ющенко — «Эти руки ничего не крали»?..
И в заключение напомню несколько интересных фактов. Пьеса «Иван Васильевич» не первая, где герои Булгакова путешествуют во времени. До этого была пьеса «Блаженство», где действовали те же главные персонажи, только Бунша с Милославским побывали не в прошлом, а в будущем. В 2222 году. Согласно пророчеству Булгакова, в 222 году правительство снова будет называться Советом Народных Комиссаров, люди будут праздновать 1 Мая, будет господствовать социалистический строй, причём во всём мире воцарится бесклассовое общество, прописка будет отменена, из кранов будет течь не только вода, но и чистый спирт...
Разумеется, и пьеса, и фильм не претендуют на научное изображение прошлого. Более того, создатели фильма прямо сообщили в титрах, что он «ненаучно-фантастический, не совсем реалистический и не строго исторический», да и события происходят, по замыслу Булгакова, не наяву, а в воображении инженера Тимофеева.
Добавим, что создатели фильма вполне оправданно изменили имя изобретателя Тимофеева. В пьесе его зовут Николай, а в фильме — Александр. Это было сделано для того, чтобы объединить фильмы Гайдая «Операция «Ы»», «Кавказская пленница» и «Иван Васильевич меняет профессию» одним героем — бывшим студентом, а ныне инженером Шуриком, которого играл Александр Демьяненко.
Подводя итог, можно сказать: и пьеса М.А.Булгакова «Иван Васильевич», и фильм Л.И.Гайдая, снятый на её основе, стали общепризнанными шедеврами советского искусства, не оставляющими камня на камне от постперестроечных спекуляций вокруг имени советского писателя Михаила Булгакова.Автор:Сергей АКСЁНЕНКО, первый секретарь Дарницкого РК КПУ, народный депутат Украины второго созыва