вторник, 3 апреля 2012 г.

КУДА УПЛЫЛ АСФАЛЬТ?


 
У нас в последнее время не принято снег убирать, а чтобы он таял, дороги посыпали солью. И за зиму ее высыпали столько, что скоро она начнет разъедать и шины автомобилей.
Вот и получается: прошла зима, сошел снег, а вслед за ним — асфальт. Из-за перепадов температуры асфальт расширяется и сужается, образуются трещины. В них попадает вода. В результате использования солей среда в трещинах становится агрессивной. При наезде на микроскопическую трещинку, заполненную водой, из которой влаге деваться некуда, возникает так называемый гидроудар. Это страшное явление, способное разорвать стальные трубы водопровода. Куда же деваться асфальту? Он крошится. Дорога разрушается, но не полностью, а участками — открывая выбоины и ямы.
Соответствующие службы лихорадочно начали проводить ремонт дорог, в спешке закатывая под асфальт и люки: мол, потом отроем и восстановим. Но погода-то переменчива. После очередного снегопада на «отремонтированных» дорогах вновь зияют дыры. И требуют новых заплат…
Украинские автодороги не соответствуют требованиям ЕС. По прочности мы «пролетаем» почти на 30%, по гладкости дорог — более чем на 40%. И это несмотря на то, что дорожные службы уже не первый год активно готовятся к ЕВРО-2012… Работают, тратят миллионы бюджетных средств, а в итоге — около 50% наших дорог по-прежнему требуют капитального ремонта! Куда деньги-то делись?
Знаете ли вы, как Красный Китай строит дороги, которые служат 20 лет? Там строительством дорог занимается государство, большинство из них (в отличие от Европы) бесплатные. Темпы строительства достигают 30 тысяч километров многополосных автострад в год, а технологии обеспечивают эксплуатацию в 20—25 лет.
Китайские товарищи не делают ничего сверхъестественного, просто учитывают темпы роста благосостояния граждан, увеличение числа машин и рост объемов грузоперевозок. Низкая стоимость дорог в Поднебесной объясняется дешевизной рабочей силы, материалов и хорошей организацией строительства.
У нас строить хорошие дороги оказалось «не выгодно»!!! У нас выгодно их вечно строить.
За строительство и развитие украинских дорог отвечает «Укравтодор». Он же проводит тендер на строительство дорог. Во время премьерства Юлии Тимошенко подряды от «Укравтодора» доставались хозяевам одних и тех же компаний. Секрет их успеха прост — коррупционные связи. Собственники всех этих компаний были вхожи в кабинеты важных чиновников, дружны с руководством «Укравтодора», имели полезные знакомства в Кабинете Министров. В свое время один из таких собственников проговорился журналистам «ГЛАВРЕДА», что дружба с чиновниками и связи в Кабмине были той самой гарантией победы в тендере. Однако дружба стоила денег и обходилась бизнесменам примерно в 30% от общей сметной стоимости проекта, выставляемого на конкурс «Укравтодором». Но даже тогда выиграть тендер было непросто, любимчики чиновников из государственной службы автомобильных дорог активно оберегали свои позиции на рынке — доходило чуть ли не до бандитских разборок в стиле 1990-х!
Специалисты подсчитали, что при нынешних ценах на дорожные работы, чтобы отремонтировать все дороги, понадобится около 60 млрд евро! Колоссальная сумма для украинского бюджета. Он и так ежегодно худеет на круглую сумму, выделяя только на капитальный и текущий ремонт дорог почти 2,5 млрд грн. А знаете, сколько кредитов вбухано в дорожные ухабы? Как оказалось, «Укравтодор» в разные годы набрал кредитов на очень серьезную сумму. Всего до 2038 года «Укравтодор», по состоянию на февраль прошлого года, должен вернуть около 37 млрд гривен по кредитам, взятым у международных финансовых организаций и коммерческих банков под государственные гарантии. Как вам такое «Юлино наследство» для Украины? А с каких «шишей» «Укравтодор» возвращает кредиты? За счет бюджета, конечно, — гарантии ведь даны государственные.
И вот при таких бешеных долгах мы по-прежнему латаем дыры на асфальте, а автолюбители разбивают ходовую. Деньги вкладываются не в разработку чего-то нового… а на ремонт рассыпающегося старого! Сколько еще наши дороги будут работать на износ, а бюджет страны и дорожных служб на дефолт?
За державу не обидно? Правду говорят, что у нас две проблемы: дороги и… КОРРУПЦИОНЕРЫ.

Автор:Александр РУЧКО