четверг, 2 августа 2012 г.

Новый трудовой кодекс от ПР примут сразу после выборов


 Основные положения законопроекта №1108 общеизвестны. Одно из наиболее резонансных - ч.3 ст.143 четко предусматривает право работодателя по собственному желанию увеличивать рабочий день. В статье прямо говорится, что максимальная продолжительность ежедневной работы по суммированному учету рабочего времени не должна превышать 12 часов. Работодатель по собственному усмотрению может также увеличивать продолжительность работы по суммированному учету рабочего времени до 48 часов. А в отдельных случаях (работа вахтовым методом, зависимость от природно-климатических условий) рабочая неделя может длиться и 7 дней в неделю.

С одной стороны, нормы явно дискриминационные по отношению к тем, кто своим трудом непосредственно создает прибавочную стоимость, если прибегнуть к экономическим терминам. С другой стороны - а разве сейчас работники любой частной компании могут добиться соблюдения своих законных прав?
В этом смысле показательной представляется ситуация с отпусками. В соответствии с распоряжением Кабинета министров с 1 января 1992 г. основной ежегодный отпуск в Украине составляет 24 календарных дня (т. е. с учетом выходных, а не только рабочих дней). Между тем во многих коммерческих структурах оплачиваемый отпуск работникам дается только на 2 недели. Хочешь гулять больше - пожалуйста, за свой счет. И такая практика существует, по крайней мере, с начала 2000-х гг.
Многие студенты-заочники, работающие в частных структурах, не понаслышке знают, как зачастую невозможно получить положенный по закону отпуск на время сдачи экзаменационной сессии. В основном это касается небольших предприятий и фирм, на больших заводах с этим чуть полегче.
И так было уже 10 лет назад, а не только после начала пресловутого "покращення життя". Апеллировать к положениям действующего трудового законодательства в споре с работодателем бесполезно. Его аргумент прост и незамысловат: не нравится, увольняйся. У нас, дескать, не крепостное право.
Но поскольку подобная практика распространена повсеместно, а вакансий в государственном секторе на всех желающих, к сожалению, не хватает, наемным работникам приходится соглашаться на то, что есть. Да и возможностей найти хорошо оплачиваемую работу в Украине у большинства специальностей и профессий не так уж и много. Поэтому формального крепостного права действительно нет, а вот фактическая безысходность, особенно в селах и небольших городах - присутствует. Несмотря на то, что формально закон пока еще на стороне человека наемного труда.
Но даже если он вздумает обратиться в суд, добиваясь от работодателя положенных по закону благ, это ни к чему не приведет. Потому что даже в нашей стране мало где еще сконцентрировано на 1 квадратный метр столько хамского и пренебрежительного отношения к посетителям, как в судах. Особенно районной инстанции. И это один из аспектов проблемы под названием "эффективность судебной системы".
Дело может быть назначено к рассмотрению через несколько месяцев и далее переноситься по разным причинам. Судья в отпуске, заболела, уехала на курсы повышения квалификации, то же самое относится к адвокату ответчика. А ведь еще есть апелляционная и кассационная инстанции… одним словом, рано или поздно к гражданину начинает приходить четкое понимание, что процесс выяснения отношений с недобросовестным работодателем может затянуться в наших реалиях на долгие годы.
Но вернемся к новому ТКУ. Также им предусматривается возможность увольнения работников без согласования с профсоюзом, как этого требует действующий Кодекс законов о труде. При сокращениях на крупных предприятиях до суда дело не доходит. Потому как администрация ставит работников перед выбором: выплата пусть небольшого, но все-таки выходного пособия (обычно это 3 месячных зарплаты) при добровольном увольнении и отказ от любых выплат в случае судебной тяжбы.
Как легко догадаться, 99,99% выбирает синицу в руке вместо журавля в небе. Т.е. соглашается с условиями собственников заводов. Другое дело, что когда новый ТКУ вступит в силу, работодатель сможет массово увольнять работников при сокращении производства вообще без компенсаций.
Таким образом, власть пытается не то чтобы ухудшить, а скорее, закрепить на законодательном уровне существующее бесправное положение наемных работников по отношению к работодателю. Напомним, авторами проекта ТКУ являются депутаты парламента от Партии регионов: Василий Хара, Александр Стоян и Я.Сухой. Соответствующий законопроект был принят Верховной Радой за основу довольно давно, еще в 2007 г. Поэтому сейчас достаточно одного рассмотрения в сессионном зале ВР, чтобы крепостное право в Украине обрело свое юридическое обоснование.
Правда, вице-премьер по социальной политике Сергей Тигипко дипломатично предложил не принимать новый ТКУ до парламентских выборов, намеченных на 28 октября т.г. Скорее всего, его идея будет услышана на самом верху: проголосовать сейчас за такой документ означает дополнительно лишить ПР нескольких % голосов благодарных избирателей.
Тем не менее, уже до конца т.г. законопроект имеет все шансы быть принятым и вступить в силу с 1 января 2013 г. Причем глава фракции ПР Александр Ефремов предупредил, что новый состав ВР может принять ТКУ в еще худшем варианте для наемных работников. Сомневаться, что так оно и есть, не приходится.



Виталий КРЫМОВ, "ОстроВ".  № 29