суббота, 14 июля 2012 г.


Евгений Царьков: Оппозиция не случайно ухватилась за «мову»


Языковой вопрос стал предметом спекуляции накануне выборов, утверждает Компартия
- Ради голосов – все средства хороши. И не беда, что политики инспирируют противостояние в стране по языковому признаку, пытаются снова разделить Украину на Запад и Восток, – рассказывает мне народный депутат (фракция Коммунистической партии) Евгений Царьков. А ведь этот вопрос можно было снять с повестки дня еще пять лет назад. Причем, при минимальном участии политиков – просто спросив мнения у народа – какие языки должны быть региональными, реально ли закрепить в Конституции двуязычие… Уже были собраны инициативными группами подписи – в необходимом для проведения референдума количестве, – рассказывает Евгений Игоревич, – не хватило одного, воли со стороны власти. Но можно было избежать того напряжения в обществе, которое возникло сегодня, можно было поставить точку…
«Зачем нам делать региональным какой-то гагаузский!»
- Евгений Игоревич, судя по происходящему в нашем государстве, складывается впечатление, что для многих сам факт рассмотрения депутатами языкового вопроса стал неожиданностью. Никто не был готов к тому, что именно сейчас он будет рассматриваться. ..
- Одним из лозунгов, позаимствованных Партией Регионов из программы коммунистов, стал лозунг предоставления  русскому языку статус второго государственного.  Ведь русский – это язык межнационального общения. Украинцы с помощью русского общались с армянами, татарами, грузинами, казахами… Но своего обещания регионалы так и не выполнили, а теперь, перед выборами, решили использовать «языковой» законопроект, чтобы отвлечь внимание общества от накопившихся социальных проблем.
В результате, Украину опять разделили на две части, а ведь и на Западе, и на Востоке, да и по всей Украине трудовой народ бедствует независимо от того, на каком языке говорит.
- То есть, это решение не было поспешным, а хорошо обдуманным шагом партии власти?
- Это решение перезрело. Еще в 2006 году было собрано  4 миллиона подписей за проведение референдума по языковому вопросу. Но тогда Ющенко наплевал на Конституцию, не назначил референдум. При том, что есть решение Конституционного суда Украины, который признает легитимной процедуру сбора подписей. И новый президент Виктор Янукович мог бы еще два года назад провести общенациональный референдум – если бы прислушивался к выбору народа.
- Но почему-то из всех языков, о которых идет речь в законе, больше всего недовольство вызывает то, что среди них есть русский язык?
- Почему же, с трибуны парламента один из народных депутатов от оппозиции заявил, зачем нам делать региональным какой-то гагаузский.  У меня сейчас лежит запрос от представителей гагаузского народа, которые не только возмущены таким высказыванием, но и настаивают на предоставлении статуса регионального их языку. Мы проголосовали за этот закон сейчас, потому что под давлением КПУ в нем появилась статья, которая позволяет не только языковым группам, превышающим 10 процентов, требовать для своего языка статус регионального, но и группам от 1-2 процентов.
Если в одном населенном пункте проживает группа татар, евреев, армян и так далее, органы местного самоуправления могут предоставить статус языку. Это стало возможным только благодаря КПУ.
Чем отличается национализм от патриотизма?
- Депутаты от оппозиции утверждают, что данный закон на сессии был принят с нарушениями. Это так?
- Пусть заглянут в повестку того дня, там все было написано. И то, что они утверждают, что этим законом ущемлен украинский язык – это еще одна больная ложь. Как и то, что в советское время кто-то якобы боролся с украинским языком. На самом деле как раз наоборот, в советское время в Украине оба языка – и русский, и украинский – отлично уживались. И тут никаких споров быть не может! Потому что есть факты. Вот один, очень красноречивый: за десять лет – с 1975 по 1985 годы – было издано 25 миллион книг на украинском языке. Только «Кобзаря» Шевченко отпечатали почти 4 миллиона экземпляров. А сколько экземпляров того же «Кобзаря» отпечатали при независимой Украине? Почти в десять раз меньше! За тот же период было снято 650 высококачественных документальных и художественных фильмов. А что сегодня? Неужели вы думаете, что украинская культура действительно развивалась в те годы, когда к власти пришли националисты? «Шароварщина» – да, развивалась, а украинская культура – современная, актуальная, к которой бы тянулись – нет!
Что действительно развивалась, так это вражда. Они, играя на низменных инстинктах определенной, я бы сказал, люмпенизированной части нашего общества, разжигали то самое противостояние, которое и сегодня мы ощущаем. «Свой» – «чужой», «львовянин» – «донецкий», мы же слышали  и продолжаем слушать это каждый день! Страна раскалывается, потому что существует это искусственно раздутое противостояние, и оно – в самой природе национализма. Национализм тем и отличается от патриотизма, что патриоты любят свой народ, свою страну, а националисты ненавидят чужих. А если разобраться, то и своих уважать не могут.
Кое-что о московской колбасе и политическом харакири
- Вы утверждаете, что за противодействием новому языковому закону стоит исключительно предвыборная истерия… Звучит довольно категорично. Неужели вы не допускаете мысли, что среди народных депутатов, да и прочих политиков нет людей, которые бы противились принятию этого закона именно из-за своих убеждений? Например, не хотят говорить на русском, считают, что подобное повышение русского в правах убьет родной украинский язык…
- О чем вы говорите! Я вам открою один маленький секрет: это для протокола большинство депутатов в Раде говорит на украинском. А в быту даже самые ярые националисты часто общаются на русском языке. На днях я в продуктовом магазине случайно увидел одного известного политика, депутата, который, кстати сказать, вышел из зала в знак протеста против успешного голосования за закон «О языках». Этот человек не раз публично заявлял, что говорит исключительно на украинском языке, а на русском соглашался общаться чуть ли не с переводчиком. Так вот, в магазине – когда его никто не видел – он спокойно попросил на русском нарезать ему колбаски. Кстати, «Московской». И ничего не случилось. Земля не ушла из-под ног, его обслужили без проблем. В буфете парламента Павел Мовчан и Владимир Яворивский, не напрягаясь, делали заказ официантке на русском языке. А чуть позже утверждали, что русский язык угрожает национальной безопасности. В Канаде население общается и на английском, и на французском, в Швейцарии то же самое – и проблем никаких нет. Это тематика в Украине высосанная из пальца.
- Как вы считаете, Виктор Янукович подпишет такой резонансный законопроект? Он ведь уже высказывал сомнения вроде бы?
- Если президент его не подпишет, он сделает себе политическое харакири. Я в этом уверен. Президент должен понимать, что в его окружении есть засланные казачки, которые его подставляют своими инициативами и политическими начинаниями. С законом о языках – как раз тот случай. Например, не надо было затягивать с его принятием и превращать нормальную процедуру в политический спектакль и элемент избирательных технологий, а поставить на голосование два года назад – и принять решение.
Записала Алла Дунина