суббота, 14 апреля 2012 г.

ЭКСПРЕСС В АД


 
Стартом процесса активного вовлечения Киева в дискуссии вокруг ПРО многие аналитики склонны считать 2001 год. Тогда по инициативе главы Госкомиссии по вопросам оборонно-промышленного комплекса Владимира Горбулина был проведен круглый стол на тему: «Дальнейшая судьба Договора о ПРО в контексте сохранения стратегической стабильности», на котором он заявил, что Украина заинтересована в создании ЕвроПРО.
Круглый стол предваряла статья Горбулина в одном из украинских печатных изданий, где чиновник высокого уровня впервые сформулировал параметры возможного участия Украины в ЕвроПРО, которые в разных вариациях пересказываются до нынешнего времени. Суть предложений заключалась в следующем. По мнению главы Госкомиссии, функционирующие на тот момент в Украине узлы станций предупреждения о ракетном нападении, предназначенные для обнаружения и определения координат движущихся ракет и космических объектов, было целесообразно задействовать в системе глобального контроля пространства в интересах не только России, но и всей Европы. Кроме того, принимая во внимание опасность, грозящую Европе с юго-восточного направления, было предложено задействовать украинский потенциал при создании морского компонента ЕвроПРО в Черном море.
Уже тогда Владимир Горбулин, сегодня известный своими открытыми прозападными взглядами, был удивлен, что ни НАТО, ни ЕС не желают считаться с этими факторами, толкая Украину на одностороннее сотрудничество только с Россией.

«Оранжевые» маневры и позиция премьера Виктора Януковича
В январе 2007 года заместитель главы Агентства по противоракетной обороне США Патрик О’Райли заявил, что Пентагон изучает возможность сотрудничества с Украиной в вопросах о ПРО. Однако, о каком именно сотрудничестве идет речь, генерал не уточнил.
Не прошло и месяца, как Премьер-министр Украины Виктор Янукович заявил, что возможное размещение элементов системы ПРО в Польше и Чехии ставит Украину в «сложную ситуацию». Позднее Янукович в интервью немецкой газете Handelsblatt подверг критике планы размещения элементов системы ПРО в Восточной Европе.
Президент Украины Виктор Ющенко, заявил, что он занимает иную позицию, которая исходит из того, что Украина является участником соглашения по ПРО, а политика Украины в области обороны и обеспечения безопасности, среди всего прочего, предусматривает курс на членство в ЕС и НАТО: «Мы должны помнить о своих коллективных обязательствах в рамках соглашения по ПРО и других межгосударственных документов».
О каких обязательствах говорил господин Ющенко, можно только догадываться. Доподлинно известно другое, а именно то, что уже в марте заместитель госсекретаря США по вопросам нераспространения и международной безопасности Джон Руд, выступая в Вашингтоне, назвал Украину в числе «стран, которые вовлечены в усилия по созданию системы ПРО».
Позиция президента дала основания помощнику министра обороны США по стратегическому планированию Брайану Грину заявить 11 апреля, что Украина включена в число 15 государств, сотрудничающих с США в рамках программы ПРО.
В свою очередь, Верховная Рада 15 апреля приняла Постановление «О ситуации вокруг планов размещения элементов ПРО США на территории соседних с Украиной государств». В постановлении отмечалась озабоченность в связи с планами американской администрации разместить элементы ПРО в Чехии и Польше, а также давалось поручение соответствующим ведомствам всесторонне изучить ситуацию для выработки позиции Украины.
Пока профильные министерства корпели над изучением, Россия денонсировала договор об эксплуатации станций предупреждения о ракетном нападении в Мукачево и Севастополе, превратив их в огромные кучи мусора, что, в принципе, не помешало украинскому МИДу заявить о готовности открыть эти станции для западных государств, в том числе и США.

Смена караула при сохранении ПРОблем
Победа на президентских выборах в 2010 году Виктора Януковича вселила надежду, что в вопросах участия Украины в ЕвроПРО наступит ясность и наконец-то будет сформулирована позиция, соответствующая национальным интересам страны. Однако даже принятие Россией 5 февраля новой Военной доктрины, в которой отмечается, что создание и развертывание систем стратегической противоракетной обороны, подрывающих глобальную стабильность и нарушающих сложившееся соотношение сил в ракетно-ядерной сфере, является прямой угрозой безопасности страны, не умерило пыл украинских политиков.
В ноябре 2010 года секретарь СНБО Раиса Богатырева, назначенная на эту должность еще Виктором Ющенко, находясь с визитом в Варшаве, заявила о возможности участия Украины в системе ЕвроПРО. «Украина не только выразила желание участвовать в строительстве европейской ПРО, но также предложила использование своих радаров. Если это предложение заинтересует Альянс, мы готовы конкретно сотрудничать», — сообщила она по окончании переговоров с главой Бюро национальной безопасности Польши Станиславом Козеем.
Главный редактор российского журнала «Национальная оборона», эксперт в области вооружений Игорь Коротченко, комментируя слова Богатыревой, заметил: «Эти станции абсолютно бесполезны для НАТО, поскольку контур боевого управления будущей системы ПРО составляют американские многофункциональные РЛС». По его мнению, украинские станции в Мукачево и Севастополе имели какое-то значение, когда были включены в общий контур предупреждения о ракетном нападении России. «Сами по себе они не нужны, потому что в НАТО действуют совершенно другие системы… Это как взять первую из ЭВМ, которые выпускались в Советском Союзе, и попытаться соединить с высокотехнологическим процессором», — сказал он.
Но самым интересным в комментарии эксперта было то, что Украина рассматривается только как стартовая площадка для размещения противоракет, расположенная максимально близко к России.
Не сопоставив и не оценив свои реальные возможности, Раиса Васильевна выдала желаемое за действительное.
Вслед за чиновниками высокого ранга слово взяли «профессионалы» из экспертного сообщества, предлагая использовать возможность участия Украины в системах ПРО как разменную монету на переговорах с Россией по цене на газ. Наиболее характерным примером может служить политолог Константин Бондаренко. В одном из своих комментариев он заметил, что если Украина де-факто согласилась на размещение на ее территории одних иностранных баз (Черноморский флот Российской Федерации), то вполне логично будет — для сбалансирования ситуации — согласиться на размещение на нашей территории американских баз для систем ПРО. Только условия размещения систем, по его «профессиональному» мнению, дадут украинскому бюджету необходимые 5 миллиардов ежегодно.
Помимо доморощенных «экспертов» в последнее время Киев все чаще стали навещать эмиссары влиятельных «мозговых центров» США.
В конце ноября 2011 года столицу Украины посетили бывший посол США Стивен Пайфер и старший аналитик Атлантического совета США Ян Бжезинский. Выступая в Институте мировой политики, Пайфер заявил: «Поезд ПРО уже двинулся, и если Украина не поторопится, то может не успеть даже в последний вагон. Первый класс уже занят, и если слишком долго думать, можно просто не найти себе место в этой архитектуре безопасности.
В свою очередь, господин Бжезинский отметил: «Если вы переживаете, что ракеты будут сбивать над территорией Украины, над Крымом, то такие вопросы лучше решать внутри, став частью системы ПРО».

Возможные последствия
Последствия попадания в поезд, о котором говорил Стивен Пайфер, могут быть плачевными для Украины. Страна окончательно попадет в орбиту влияния США, а объекты ПРО на ее территории станут объектами планирования российских стратегических ядерных сил.
Враждебная политика по отношению к России заставит ее руководство расторгнуть Большой договор о дружбе и сотрудничестве, а также ввести экономические санкции, что вызовет коллапс, предотвратить который будет практически невозможно.
Вслед за экономическим крахом неизменно последует социальный взрыв, который поставит под сомнение само существование украинского государства.
Невнятная политика в области ПРО, постоянное желание сыграть на противоречиях между глобальными центрами силы, выторговать для себя какие-то преференции, достичь сиюминутных внутриполитических выгод является близорукой и преступной политикой. Хочется подчеркнуть, что создание глобальной системы ПРО — не просто антироссийский, это античеловеческий проект, частью которого хотят сделать Украину. В курсе на подрыв стратегической стабильности Вашингтон использует нашу страну как болванчика. И не имеет значения, в каком классе будет ехать болван, ведь этот экспресс определенно идет в ад!

Автор:Максим КУЗЬМЕНКО