четверг, 19 июля 2012 г.


19/07/12 01:53
«ФАРА» ДЛЯ ПРИНЦИПАЛА

 
Еще в 2003 году лидер КПУ Петр Симоненко с трибуны Верховной Рады предупредил депутатов о возможности вмешательства в избирательный процесс извне, одновременно предложив создать временную следственную комиссию по проверке организаций, получающих финансирование из-за границы. «Угроза повторения или югославского, или грузинского сценария демократизации существует...», «деятельность различных так называемых независимых общественных фондов, которые финансируются из-за рубежа с целью лоббирования экономических интересов транснациональных корпораций, политических интересов империалистических центров влияния и установления по всему миру марионеточных режимов несет угрозу национальной безопасности», - заявил тогда лидер коммунистов.
Материалы расследования были шокирующими, в очередной раз подтвердив слова, сказанные первым руководителем Национального фонда поддержки демократии, который финансируется Конгрессом США, Алленом Вайнштейном, о том, что фонд сегодня занимается тем, чем 25 лет назад занималось ЦРУ. Однако выводы комиссии, как это зачастую бывает, были проигнорированы. Как результат - «оранжевый переворот», экономическая стагнация, гуманитарная катастрофа, раскол общества, превращение государства в протекторат США.
Судя по всему, нынешние власти никаких выводов из событий 2004 года не сделали. Приближаются выборы в Верховную Раду, и снова, как и восемь лет назад, наблюдается завидная активность всевозможных негосударственных и неправительственных организаций, фондов, комитетов и т.д. Любая попытка поставить под элементарный контроль их деятельность наталкивается на вопли все того же третьего сектора, под напором которого власть немедленно отступает. Исходя из этого, нелишне посмотреть, как в этом отношении защищает свои национальные интересы светоч демократии США.
Еще в 1938 году, в ответ на гитлеровскую пропаганду, конгресс США принял Закон о регистрации иностранных агентов, более известный как FARA (Foreign Agents Registration Act). Закон устанавливал порядок деятельности лиц, представлявших иностранные интересы внутри страны. Данный закон действует и поныне обязывая регистрироваться и регулярно отчитываться лиц, представляющих интересы зарубежных правительств, партий и организаций - «иностранных принципалов». Регистрация и мониторинг возложены, ни больше не меньше, на управление контрразведки департамента национальной безопасности министерства юстиции США.
Досконально владеющая данной проблематикой доктор исторических наук, руководитель Института внешнеполитических исследований и инициатив Вероника Крашенинникова в своих многочисленных работах раскрывает сущность закона.
Итак, «лицами» в законе определяются как физические, так и юридические лица: партнерства, ассоциации, корпорации, организации и любые комбинации физических лиц. Наличие контракта между представителем и принципалом не обязательно - достаточно взаимного вербального согласия. «Иностранный принципал» определяется как правительство (любого уровня), политическая партия, частное лицо иностранного государства, партнерства, ассоциации, корпорации, организации или другие комбинации персон, зарегистрированные или ведущие основную деятельность в иностранном государстве.
«Агентом иностранного принципала» считается любое лицо - агент, представитель, сотрудник, служащий - действующее по приказу, просьбе или направляющим указаниям иностранного принципала. Определение распространяется и на граждан США: например, если американский гражданин по соглашению с какой-либо российской правительственной или неправительственной структурой размещает статьи в американских СМИ в интересах другого государства, он обязан зарегистрироваться как «иностранный агент».
Подотчетная деятельность агента, согласно закону, включает: политическую деятельность; связи с общественностью и СМИ, информационные услуги, политическое консультирование; сбор или раздачу финансовых средств и ценных предметов; представление интересов иностранного принципала перед любыми ведомствами и госслужащими США. Под определение подотчетной деятельности подпадают также культура, экономика и даже туризм.
При первичной регистрации заполняется Регистрационное заявление на шести страницах. Полная информация об агенте, включая всех сотрудников организации, описание всей деятельности агента - а не только деятельности в интересах иностранного принципала, структуры собственности, информация об иностранном принципале, полученные от него средства и ценные предметы, на что были потрачены средства с указанием получателей, распространяемые информационные материалы - в каких СМИ размещены, какими способами распространяются, кто участвует в распространении (включая подрядчиков). Каждые шесть месяцев агент обязан представлять обновленную информацию в формате дополнительного заявления.
Регистрация дополняется четырьмя приложениями: дополнительная информация об иностранном принципале; описание отношений между иностранным принципалом и агентом - договор или текст устной договоренности; учредительные документы агента для юридических лиц; отчёт о средствах, собранных в интересах принципала.
В процессе деятельности агента все информационные материалы и переписка с официальными лицами США и американскими СМИ направляется генеральному прокурору в течение 48 часов, в двух экземплярах. Эти материалы полностью открыты для общественного контроля. На всех распространяемых агентом информационных материалах на видном месте должно быть указано: «Материалы распространяются в интересах иностранного принципала (имя-название)».
Агент должен предоставлять все документы и записи, связанные с его деятельностью, по первому требованию для инспекции. Министерство юстиции предоставляет документы Госсекретарю, когда деятельность агента затрагивает внешнеполитические интересы США. Наконец, наказание за неисполнение закона, за предоставление неверных сведений, за не предоставление должных копий документов и фактов - штраф до 10 000 долл., или до 5 лет лишения свободы, или и то, и другое. Любой иностранец, признанный виновным в нарушении этого закона или в планах (сговоре) нарушить этот закон, будет депортирован.
Вот так, без лишних церемоний, США предохраняются от иностранного вмешательства в свои внутренние дела, являя тем самым достойный пример для подражания. Кстати сказать, очень скоро схожий закон будет принят и Государственной Думой Российской Федерации. Кремль сделал выводы из прошедших президентских выборов, что же мешает сделать то же самое и нам? Ответ напрашивается сам собой - отсутствие политической воли руководства!

Автор:Максим Кузьменко