четверг, 19 июля 2012 г.


19/07/12 02:13
ЗАКОН «ОБ ЭКСТРЕННОЙ МЕДПОМОЩИ» — НА ПОВТОРНОЕ РАССМОТРЕНИЕ!

Рисунок Вадима Симиноги 
Совместное обращение Коммунистической партии Украины и Свободного профсоюза медицинских работников Украины к Президенту Украины
Уважаемый Виктор Федорович!
Свободный профсоюз медицинских работников Украины и Коммунистическая партия Украины обращаются к Вам по поводу принятого 5 июля 2012 года Верховной Радой Украины Закона Украины «Об экстренной медпомощи» (регистрационный номер проекта 10155), содержащего нормы, которые могут помешать нормальному обеспечению медпомощью граждан Украины.
Обратиться к Вам заставил тот факт, что указанный новопринятый Закон является несовершенным, противоречит Конституции Украины, решениям Конституционного суда Украины, другим законодательным актам Украины и не решает существующих проблем в сфере оказания неотложной медпомощи, а может их определенным образом усугубить. Некоторые положения этого акта сужают и ограничивают конституционные права граждан на надлежащую медпомощь, охрану жизни и здоровья.
В целом данный акт не содержит четкого механизма оказания экстренной медпомощи, точного определения прав человека на получение экстренной медпомощи и их гарантий, четко не устанавливает порядок оказания бесплатной медпомощи, процедуру управления системой экстренной медпомощи и контроля за ней, взаимодействия системы экстренной медпомощи и системы экстренной помощи населению по единому телефонному номеру 112.
Вызывает замечание даже подход к определению понятия «экстренная медпомощь», которое, хотя и представлено как медпомощь, однако, исходя из анализа норм Закона, по сути, не является ею. Так, экстренная помощь может осуществляться не медицинскими работниками, а «работниками системы» экстренной медпомощи и быть направлена (в отличие от медпомощи) на принятие «мер», в том числе организационных, касающихся «неотложного состояния» человека, а не болезни, травмы, отравления, патологических состояний, и в связи с беременностью и родами, как это должно быть во время оказания медпомощи.
Отдельные положения этого Закона могут привести к оказанию некачественной и несвоевременной экстренной медпомощи.
Так, в Законе не установлены требования к медицинским работникам экстренной медпомощи, которые должны оказывать такую помощь. Работниками системы экстренной медпомощи, согласно этому Закону, являются: медицинские работники центров экстренной медпомощи и медицины катастроф, станций экстренной медпомощи, бригад экстренной медпомощи, отделений экстренной медпомощи, которые непосредственно оказывают экстренную медпомощь и/или обеспечивают ее оказание согласно положениям этого Закона. Вместе с тем не определен перечень требований по квалификации таких лиц. Следует учитывать, что медпомощь является деятельностью профессионально подготовленных медицинских работников, направленной на профилактику, диагностику, лечение и реабилитацию в связи с болезнями, травмами, отравлениями и патологическими состояниями, а также в связи с беременностью и родами. Однако Закон этого не обеспечивает.
Нет в Законе и положений об обязательном наличии в специализированном санитарном транспорте бригад экстренной медпомощи, медицинского оборудования и лекарственных средств. Это также может повлиять на качество оказания неотложной медпомощи. Считаем, что такие перечни должен устанавливать центральный орган исполнительной власти в сфере здравоохранения.
Положение о том, что граждане имеют право «обратиться за получением экстренной медпомощи в ближайшее отделение экстренной медпомощи», ограничивает права граждан, поскольку сужает возможность пациента получить своевременную медпомощь, ибо, согласно этому проекту, отделения экстренной медпомощи предусмотрены только в многопрофильных больницах интенсивного лечения.
Существуют в этом акте также пробелы и коллизии. Не определен порядок формирования всех звеньев системы экстренной медпомощи с целью ее безусловного и бесплатного оказания, нет переходных положений о реформировании существующих учреждений системы экстренной (скорой) медпомощи.
Нормы этого Закона во время его принятия не были согласованы с другими законодательными актами Украины. В частности не унифицированы и не согласованы с положениями Закона Украины «О системе экстренной помощи населению по единому телефонному номеру 112». Фактически предложенная система оказания экстренной медпомощи противопоставляется действующим элементам системы 112. Отсутвует согласованность и с Бюджетным кодексом Украины о распределении финансирования экстренной медпомощи. Не разделены источники финансирования медицинских учреждений в зависимости от их форм собственности. Фактически устанавливается, что медицинское учреждение государственной формы собственности может финансироваться одновременно из государственного и областного бюджетов и из средств частных предприятий, что противоречит пункту 12 статьи 2 Бюджетного кодекса Украины, в соответствии с которым бюджетные учреждения - это органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации, созданные ими в установленном порядке, полностью содержащиеся за счет, соответственно, государственного либо местного бюджета.
Неприемлемыми являются переходные положения о том, что законы и другие нормативно-правовые акты до приведения в соответствие с этим Законом применяются в части, не противоречащей этому Закону. Это может привести к прекращению действия некоторых законодательных актов, отдельных их норм в части, противоречащей принимаемому закону. Введение в действие таких норм опасно, поскольку не содержит достаточных и завершенных правовых механизмов реализации положений, как этого требует принцип правового государства. Стоит также учитывать, что такие положения могут привести к правовой неопределенности, на недопустимость чего указывалось в решениях Конституционного суда Украины. Так, согласно решению Конституционного суда Украины от 22 сентября 2005 года №5-рп/2005, из конституционных принципов равенства и справедливости вытекает требование определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы, поскольку другое не может обеспечить ее одинакового применения, не исключает неограниченности трактовки в практике правоприменения и неизбежно приводит к произволу.
Стоит также обратить внимание на то, что предложенный законодательный подход абсолютно не меняет концепцию реформирования экстренной медпомощи, которая экспериментально вводилась в Украине на протяжении последних лет и на неэффективность которой указывала, в частности, Счетная палата Украины в своем отчете «О результатах аудита эффективности использования средств Государственного бюджета Украины, выделенных Министерству здравоохранения Украины на создание единой системы оказания экстренной медпомощи» в 2010 году. Очевидно, что этот законодательный акт является несовершенным.
Общеизвестно, что законодательные акты необходимо принимать с целью надлежащей реализации прав граждан и обеспечения гарантии выполнения соответствующих конституционных норм. Согласно статьям 3, 49 Конституции Украины, права человека на жизнь и здоровье гарантируются и определяют содержание и направленность деятельности государства. Однако эти права будут нарушаться и не будут обеспечиваться государственные гарантии в случае вступления в силу этого законодательного акта.
Конституция Украины (п.30 ч.1 ст.106) наделяет Президента Украины правом вето в отношении принятых Верховной Радой Украины законов с последующим возвращением их на повторное рассмотрение в Верховную Раду Украины.
ПРОСИМ:
С целью гарантирования соблюдения норм Конституции Украины и недопущения вступления в силу несовершенного законодательного акта, нормы которого противоречат Конституции Украины, другим законодательным актам, действие которых может помешать нормальному обеспечению граждан медпомощью, применить право вето к Закону Украины «Об экстренной медпомощи» (регистрационный номер проекта 10155) и вернуть его на повторное рассмотрение в Верховную Раду Украины с соответствующими предложениями.

Автор:П.Н. Симоненко, Первый секретарь ЦК КПУ, О.А. Панасенко, Председатель СПМРУ