четверг, 19 июля 2012 г.


19/07/12 02:00
УКРАИНА — РОССИЯ. БЕЗ ОСОБЫХ ПЕРЕМЕН

www. president.gov.ua 
Заседание украинско-российской межгосударственной комиссии, пожалуй, наиболее важное событие в экономической и политической жизни Украины последних нескольких месяцев. И оно могло бы стать стартом выхода из кризиса украинской экономики. Однако никаких значительных изменений не произошло и ничего нового мы не услышали.
Украина, в лице своего руководства, упорно следует курсу по усилению долговой внешней зависимости и деградации научно-технического потенциала страны. Об этом иносказательно заявил Президент Виктор Янукович на пресс-конференции после заседания украинско-российской межгосударственной комиссии: «Украина определила для себя приоритет - евроинтеграцию». По словам В. Януковича, эта позиция зафиксирована, в частности, в законе об основах внешней и внутренней политики - в документе, где изложена «и политика, которая является естественным последовательным продолжением политики, которую мы начали в 2010 году». Последовательность - замечательное качество государственной власти, если эта последовательность есть: от предвыборных обещаний до их реализации после прихода к власти. Да и политика предполагает гибкость и реагирование на изменение в окружающем мире. А в Европе, которая для кого-то как «свет в конце тоннеля», за последние два года произошли значительные перемены, не заметить которые очень сложно, но это удается украинскому руководству.
Мы по-прежнему «идем» в организацию, будущее которой туманно и неизвестно ей самой. И этот путь остается неизменным, несмотря на его тупиковость, доказанную научно. Попробуем объяснить бессмысленность такого движения еще с одного ракурса.
Суммарный объем долгов членов ЕС, который необходимо списать, чтобы вернуть долг к уровню стабильного, т.е. не выше 60% от ВВП, - более 6 трлн евро - сумма, которую погасить «финансовой помощью» невозможно. Нет такого источника помощи. Нет ни одного государства Евросоюза, долг которого был бы меньше 90% от ВВП, а наиболее «богатые» страны позволяют себе наибольшие объемы долга.
Вероятно, именно потому они считаются «богатыми», а их уровень жизни и является теми самыми «европейскими стандартами», на которые мы должны равняться.
Нижеприведенная таблица отчасти объясняет причины столь высокого, пока еще, уровня жизни в наиболее развитых странах Евросоюза, США и Японии.
Если исходить из сухих цифр, то одна из причин высокого уровня жизни в наиболее развитых странах мира - жизнь в долг. Вот только всем ли позволен такой способ жизни?
В Люксембурге на одного жителя приходится более 4,2 млн долл. долгов, в Нидерландах - более 470 тыс., в Ирландии - около 0,5 млн,
в Великобритании - около 155 тыс., в Германии - более 66 тыс. и т.д.
В то же время в России - всего 46 долларов, в Украине - 1640, в Белоруссии - 2892. Возможно, высокие доходы богатых стран способны покрыть большие долги? Для того чтобы выяснить, насколько это возможно, необходимо сопоставить ВВП на душу населения по официальному курсу и долги на ту же душу населения. И становится очевидным, что «развитым» странам для покрытия их долгов их же значительными доходами требуется намного больше времени, чем странам, которые считаются менее развитыми. Среднестатистической «душе», проживающей в самой богатой стране Европы - Люксембурге, требуется более 34 лет для отработки долгов, голландской «душе» - более 9 лет, ирландской - 10,6, бельгийской - около 2,6 и т.д.
Зато для России этот показатель составляет 0,0035 года, для Белоруссии - 0,68, даже для находящейся в кризисе Украине - 0,68.
Красноречивы и показатели в странах, прошедших через перевороты и внешнее вооруженное вмешательство последнего времени. Они не были никому должны. Более того, в значительном количестве случаев эти страны после выплаты внешних долгов в остатке имели значительные золотовалютные резервы. Сирия, до начала боевых действий в 2011 году, после выплаты внешних долгов могла бы раздать каждому жителю своей страны по 339 долларов. А Ливия, до ее уничтожения организованной преступной группировкой в 2011 году, имела в запасе по 13877 на каждого своего жителя.
Эти страны могли проводить собственную политику. Отсутствие внешнего долга - отсутствие важного рычага внешнего управления.
Так что лучше - огромные внешние долги, обеспечивающие высокий уровень жизни, или их отсутствие?
Долг долгу - рознь. Важно, кто кому одалживает. Существует «узкий круг ограниченных лиц» кредиторов-должников, куда новых членов пускать не принято.
Это становится заметным, если рассмотреть, кто, кому и сколько должен среди десятки таких стран, как США, Великобритания, Германия, Япония, Греция, Ирландия, Италия, Португалия, Испания и Франция.
Оказывается, что объемы долгов частных и государственных банков этих стран между собой распределены следующим образом. США наодалживали внутри указанного «кружка» 2664 млрд долл., а сами выдали в долг 1339 млрд долл. Великобритания - 1453 и 1712 млрд долл. соответственно. Далее в млрд долл.: Германия - 1373 и 829; Япония - 1208 и 494; Греция - 0 и 82; Ирландия - 133 и 265; Италия - 268 и 543; Португалия - 27 и 137; Испания - 579 и 428; Франция - 1461 и 708.
И Греция здесь, как подтверждение тому, что важно - кто и кому одалживает. У Греции никто не брал в долг. Чистые долги без выдачи кредитов - зависимость и управляемость государства извне. Взаимное кредитование - прекрасный источник дополнительных финансовых ресурсов для обеспечения высокого уровня жизни. По гениальности сопоставим с изобретением «печатной машинки».
И если в этот «кружок» не пускают Грецию, то что говорить о таких новых членах ЕС, как Болгария и Румыния? А если, не дай Бог, присоединится Украина? ЕС - не сообщество равных среди равных. Это объединение господ и вассалов. Где равенством даже и не пахнет. Это видно и по среднечасовой оплате труда: в Бельгии - 39,3 евро, Дании - 38,6, Франции - 34,2, Люксембурге - 33,7, Нидерландах и Германии - 31,3, а в Болгарии - 3,5, Румынии - 4,2.
Вернемся к выбору украинским руководством «вектора интеграции». Все проблемы с ценами на углеводороды, поставляемые в Украину из Российской Федерации, могли бы быть сняты вступлением в Таможенный союз. Аргументов, научно обоснованных и даже интуитивных, против ТС найти невозможно. Как напомнил Президент России В.Путин 12 июля 2012 года в Ялте на пресс-конференции по окончании заседания украинско-российской межгосударственной комиссии: «Беларусь только за счет понижения цен на энергоносители при присоединении к ТС получила плюс 16% ВВП».
Упорно не учитывается то, что Украина могла бы получить 3 млрд долл. в год в виде отмены Россией экспортных пошлин на нефть в случае присоединения к ТС; сэкономить 490 млн долл. в год из-за отмены экспортных пошлин на нефтепродукты; 4,6 млрд долл. в год за счет снижения цен на газ до уровня российских внутренних цен; увеличения украинского экспорта в РФ минимум на 670 млн долл. в год за счет отмены действующих в двусторонней торговле российских защитных мер. Плюс - компенсация Украине за возможные санкции со стороны ВТО - 1,9 млрд долл. (гипотетические санкции, которых вполне можно избежать). И это без учета т.н. синергетического эффекта.
Cамое главное - развитие и восстановление кооперации в наукоёмких отраслях промышленности, восстановление научно-технического потенциала и военно-промышленного комплекса (кстати, украинский ВПК импортирует из РФ 70% комплектующих).
Но...
Вместо этого по итогам встречи Януковича и Путина мы имеем:
- соглашение о взаимодействии при предупреждении чрезвычайных ситуаций;
- соглашение о сотрудничестве в области авиационного поиска и спасания;
- меморандум о сотрудничестве в борьбе с терроризмом;
- меморандум о взаимопонимании и т.д.
Все это - джентльменский набор, который мог бы присутствовать на встрече лидеров двух любых стран нашего глобуса.
И в таком направлении Украине придется «развиваться», по крайней мере, еще несколько ближайших лет.

Автор:Александр Дудчак, кандидат экономических наук, ученый секретарь Института проблем социализма